Стратегический анализ предприятий медной промышленности как инструмент повышения инвестиционной привлекательности территории

  • Oleg Viktorovich Bazhenov Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0002-1515-6054

Аннотация

В современных условиях особую актуальность приобретают исследования, обосновывающие перспективы применения инструментария стратегического менеджмента для разработки мероприятий, обеспечивающих развитие региональных социально-экономических систем. Так, в авторском исследовании предложена методика осуществления стратегического анализа деятельности предприятий медной промышленности, позволяющая повысить инвестиционную привлекательность территорий. Целью статьи выступает разработка мероприятий, направленных на улучшение состояния внутренней и внешней среды предприятия медной промышленности, обеспечивающих создание условий для роста инвестиций на территории его базирования. В основе исследования лежат следующие методы и инструменты: сравнительный анализ и обобщение информации; методы имитационного моделирования; экспертный метод; системный анализ; экономико-статистические методы; аналитико-расчетный метод, графоаналитический метод. В ходе исследования обосновано, что данные стратегического анализа и прогнозирования деятельности промышленного предприятия могут быть использованы при определении направлений повышения инвестиционной привлекательности территорий дислокации отечественных промышленных комплексов. Представлен инструментарий анализа состояния как внутренней, так и внешней среды предприятия, включающий оценку микро-, мезо- и макроэкономических факторов деятельности предприятия в разрезе инерционной стратегии, стратегии интенсивного развития, стратегии экстенсивного развития и рецессивной стратегии. По результатам расчета суммарных значений рейтинговых баллов в рамках сбалансированного анализа состояния деятельности предприятия предложен комплекс мер улучшения его внешней и внутренней среды и составлены соответствующие прогнозы. Положения и выводы представленной работы могут быть применены руководством металлургических холдингов и отдельных предприятий медной промышленности для целей обоснования корпоративных программ развития. Результаты исследования также могут быть использованы органами региональной исполнительной власти для разработки и реализации процедур управления инвестиционной привлекательностью территорий.

Ключевые слова

стратегический анализ, прогнозирование, предприятия медной промышленности, инвестиционная привлекательность территории, анализ внешней среды, анализ внутренней среды, комплексный экономический анализ, система управления, методика, рейтинг.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках поддержанного Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной под-держке ведущих научных школ РФ проекта № МК-1946.2017.6 «Направления административно-финансовой поддержки предприятий медной промышленности в условиях транзитивной экономики».

Список литературы

1. Sánchez-Martín M.E., de Arce R., Escribano G. Do changes in the rules of the game affect FDI flows in Latin America? A look at the macroeconomic, institutional and regional integration determinants of FDI // European Journal of Political Economy. 2014. № 34. Р. 279–299.
2. Zukovska-Gagelmann K. Productivity spillovers overs from foreign direct investment in Poland // Economic Systems. 2000. Vol. 24, Iss. 3. Р. 223–256.
3. Diankov S., Hoekman B. Foreign investment and productivity growth in Czech enterprises // The World Bank Economic Review. 2000. Vol. 14, Iss. 1. Р. 49–64.
4. Konings J. The effect of foreign direct investment on domestic firms: Evidence from firm-level panel data in emerging economies // Economics of Transition. 2001. Vol. 9, Iss. 3. Р. 619–633.
5. Brainard S.L. An Empirical Assessment of the Proximity Concentration Tradeoff between Mul-tinational Sales and Trade // American Economic Review. 1997. Vol. 87 (4). P. 520–544.
6. Развадовская Ю.В., Шевченко И.К. Роль прямых иностранных инвестиций и транснацио-нальных корпораций в развитии металлургического комплекса России // Terra Economicus. 2014. Том 12. № 2. С. 82–87.
7. Lee C.-C., Wang C.-W., Chiu W.-C., Tien T.-S. Managerial ability and corporate investment op-portunity // International Review of Financial Analysis. 2018. Vol. 57, Iss. C. Р. 65–76.
8. Bucă A., Vermeulen P. Corporate investment and bank-dependent borrowers during the recent financial crisis // Journal of Banking and Finance. 2017. Vol. 78, Iss. C. Р. 164–180.
9. Kang M., Wang W., Eom C. Corporate investment and stock liquidity: Evidence on the price impact of trade // Review of Financial Economics. 2017. № 33. Р. 1–11.
10. Kowal B., Ranosz R., Sobczyk W. Structure of financing investments in the energy sector // E3S Web of Conferences. 2017. 14, 01009. doi: 10.1051/e3sconf/20171401009.
11. Vithessonthi C., Schwaninger M., Müller M.O. Monetary policy, bank lending and corporate in-vestment // International Review of Financial Analysis. 2017. Vol. 50. Р. 129–142.
12. Магомедова П.А., Османова Х.О., Дудина О.И. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как способ повышения инвестиционной привлекательности реги-онов РФ // Агропродовольственная политика России. 2017. № 4 (64). С. 52–59.
13. Воронина Е.В. Муниципальный маркетинг как инструмент инвестиционной привлека-тельности территории // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-1. С. 117–121.
14. Бабикова А.В., Ткаченко Ю.Г. Кластерно-ориентированная экономика как фактор повы-шения инвестиционной привлекательности территории // Фундаментальные исследования. 2016. № 12-4. С. 826–830.
15. Сорокина О.В., Сазонов С.П. Инвестиционная привлекательность территории и пути ее повышения // Экономика и социум. 2013. № 1 (6). С. 735–739.
16. Mayadunne S., Park S. An economic model to evaluate information security investment of risk-taking small and medium enterprises // International Journal of Production Economics. 2016. Vol. 182, Iss. C. Р. 519–530.
17. Hornstein A.S., Hounsell J. Managerial investment in mutual funds: Determinants and perfor-mance implications // Journal of Economics and Business. 2016. № 87. Р. 18–34.
18. Chen C.-Y., Chen P.F., Jin Q. Economic freedom, investment flexibility, and equity value: A cross-country study // Accounting Review. 2015. № 90 (5). Р. 1839–1870.
19. Meng C. Sovereign wealth fund investments and policy implications: a survey // Journal of Fi-nancial Regulation and Compliance. 2015. Vol. 23, Iss. 3. Р. 210–229.
20. Pattitoni P., Petracci B., Potì V., Spisni M. Management fee base: Financing and investment de-cisions // Journal of European Real Estate Research. 2015. Vol. 8, Iss. 1. Р. 46–65.
21. Юрьева Л.В. Оценка конкурентоспособности отдельных предприятий в металлургических холдингах на основе формирования конкурентно-стратегического механизма // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 22 (229). С. 29–43.
22. Баженов О.В. Развитие методологического подхода к стратегическому анализу предпри-ятий медной промышленности // Экономические науки. 2014. № 114. С. 103–108.
23. Баженов О.В. Методика определения рейтинга внешней экономической среды мезоуров-ня на основе ее балансовой модели // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3 (29). С. 29–35.
24. Баженов О.В. Развитие методики прогнозирования деятельности предприятий медной промышленности // Управленческий учет. 2014. № 9. С. 15–24.
25. Юрьева Л.В., Казакова М.А. Анализ моделей инновационного процесса в горно-металлургическом комплексе // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 33. С. 27–35.

Сведения об авторе

Oleg Viktorovich Bazhenov, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Баженов Олег Викторович ‒ кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: o.v.bazhenov@urfu.ru).

Опубликована
2018-09-29
Как цитировать
Bazhenov O.V. Стратегический анализ предприятий медной промышленности как инструмент повышения инвестиционной привлекательности территории // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2018. Том 13. № 3. С. 451-467. doi: 10.17072/1994-9960-2018-3-451-467
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами