Роль стратегического планирования в обеспечении успешного функционирования текстильных и швейных предприятий

Аннотация

В современных условиях концепция стратегического планирования претерпела трансформацию, что вызывает множество дискуссий в научной литературе о роли стратегического планирования в деятельности предприятий. Стратегическое планирование ассоциируется с долгосрочностью. В связи с этим в условиях высокой нестабильности внешней среды поднимается вопрос о его необходимости и значимости. Соответственно целью исследования является определение целесообразности применения стратегического планирования и выработка практических рекомендаций для обеспечения успешного функционирования отечественных предприятий. Информационную базу анализа составили аналитические и экспертные данные о деятельности текстильных и швейных предприятий Ивановской области и материалы кейсов. Исследование предполагало последовательность следующих этапов: 1) установление взаимосвязи стратегического планирования и степени успешности предприятия на рынке; 2) сопоставление успешности предприятий и частоты реализации стратегических решений в ключевых областях (модернизация производства, расширение производства, инновации, продвижение и диверсификация продукции); 3) выявление возможности стратегического планирования в условиях нестабильности на основе учета предприятиями существенных и слабых (по И. Ансоффу) стратегических сигналов со стороны внешней среды. Результаты исследования демонстрируют целесообразность применения стратегического планирования текстильными и швейными предприятиями для обеспечения успешного функционирования. Сделан вывод о том, что для повышения эффективности стратегического планирования предприятиям необходимо сформировать систему систематического сбора и анализа информации о внешней среде. Кроме того, в целях более корректного стратегического планирования деятельности предприятия необходимо своевременно располагать данными о слабых сигналах со стороны внешней среды, а реализация разработанных и утвержденных стратегических планов должна осуществляться на регулярной основе. Для обеспечения успешного функционирования предприятия на рынке реализация стратегических решений должна производиться в каждой из выделенных (в соответствии с классификацией нововведений Й. Шумпетера) областей его деятельности. Перспективы дальнейших исследований автор связывает с выявлением степени взаимосвязи своевременной корректировки стратегических планов развития предприятия на основе системного сбора и перманентного анализа информации о стратегических сигналах внешней среды  и успешности функционирования предприятия.

Ключевые слова

стратегическое планирование, стратегический анализ, успешность деятельности предприятия, нестабильность внешней среды, стратегические решения, стратегические сигналы, классификация нововведений Й. Шумпетера, текстильные и швейные предприятия.

Список литературы

1. Ansoff H.I. Critique of Henry Mintzberg's ‘The design school: Reconsidering the basic premises of strategic management’// Strategic Management Journal. 1991. Vol. 12. № 6. Р. 449–461. doi: 10.1002/smj.4250120605.
2. Mintzberg H., Ahlstrand B., Lampel J. Strategy safari a guided tour through the wilds of strate-gic management. New York: Free Press Publ., 1998. 404 p.
3. Mintzberg H. The Fall and rise of strategic planning // Harvard Business Review. 1994. Vol. 62, January-February. Р. 107–114.
4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: автореф. дисс. д-ра. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2007. 41 с.
5. Иванова Д.Б. Подходы к стратегическому планированию в условиях нестабильности внешней среды. Теория хаоса // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2013. № 1 (41). С. 84–90.
6. Бабкин А.В., Байков Е.А. Стратегическое планирование развития диверсифицированных компаний в условиях нестабильности: понятие, сущность, особенности // Научно-технические ведо-мости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 4 (246). С. 123–134. doi: 10.5862/JE.246.11.
7. Лищук А.А., Обухов О.В. Исследование стилей стратегического планирования российских предпринимательских структур // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 54‒63.
8. Лящук А.В., Тихонова М.В. Философские аспекты стратегического планирования на пред-приятии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 51–56.
9. Магданов П.В. Современный подход к стратегическому планированию // ARS Administrandi. 2011. № 1. С. 11–26.
10. Лалокина А.В., Бабашева О.Л. Текстильная промышленность РФ и ее перспективы // Ин-новационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2016): сб. материалов Все-росс. науч. студ. конф. 5–7 апреля 2016 г. М.: ФГБОУ ВПО «Московский государственный универси-тет дизайна и технологии», 2016. С. 55–57.
11. Яковенко Н.В. Тенденции и перспективы развития текстильной промышленности депрес-сивного региона (Ивановская область) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2015. № 4. С. 121–129.
12. Еремин В.Н., Селиванова У.И. Исследование практик стратегического анализа текстиль-ных и швейных предприятий Ивановской области // Вестник ИвГУ. Серия «Экономика». 2017. № 4. С. 6–13.
13. Ключевые проблемы развития легкой промышленности в России и способы их преодоле-ния: аналит. отчет / отв. ред. сер. В.В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; Лаб. экон.-социол. исслед. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 343 с.
14. Ansoff H.I. Strategic management. UK, Palgrave Macmillan. 2007. 251 p.
15. Sestanj-Peric T., Kukec S.K. The role of controlling for the development of planning, infor-mation and reporting systems in SMEs // International Journal of Economic Sciences. 2013. Vol. II. № 1. Р. 82–100.
16. Силкин А.В., Лупанов А.П. К вопросу о значимости стратегического планирования на предприятиях с сезонным характером производства // Известия Тульского государственного универ-ситета. Науки о Земле. 2017. № 1. С. 192–202.
17. Arasa R., K'Obonyo P. The Relationship between strategic planning and firm performance // In-ternational Journal of Humanities and Social Science. 2012. Vol. 2. № 22 (Special Issue – November). Р. 201–213.
18. Байков Е.А. Особенности стратегического планирования на предприятии в условиях не-стабильной внешней среды // Инновационная модель экономики и развитие промышленности (ИН-ПРОМ-2013): труды науч.-практ. конф. с зарубежным участием / под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 141–144.
19. Пыткин А.Н., Кондратьева К.В. Эффективная модель организационно-экономического механизма антикризисного управления промышленным предприятием // Вестник Пермского универ-ситета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2016. № 1 (28). С. 138–146. doi: 10.17072/1994-9960-2016-1-129-137.
20. Пыткин А.Н., Поносова Е.В. Эффективная модель антикризисного управления промыш-ленным предприятием // Российское предпринимательство. 2013. № 6 (228). С. 114–121.
21. Porter M. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. 1 ed. New York: Free Press, 1998. 397 p.
22. Бобоев З.М. Информация как стратегический ресурс // Вестник Таджикского националь-ного университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2013. № 2-7 (123). С. 142–145.
23. Пономарева С.В., Лескова И.В., Зеленов В.В. Информация как стратегический ресурс в системе управления бизнесом // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 3 (6). С. 101–104.
24. Mukherjee I. The Complexity paradigm: Implications for information systems and their strategic planning // Journal of Computer Science. 2008. Vol. 4. Iss. 5. P. 382–392. doi: 10.3844/jcssp.2008.382.392.
25. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 c.

Сведения об авторе

Ulyana Ivanovna Selivanova, Ивановский государственный университет

Селиванова Ульяна Ивановна – преподаватель кафедры менеджмента, Ивановский государственный университет (Россия, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39; e-mail: ouliana_@mail.ru).

Опубликована
2018-06-30
Как цитировать
Selivanova U.I. Роль стратегического планирования в обеспечении успешного функционирования текстильных и швейных предприятий // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2018. Том 13. № 2. С. 251-263. doi: 10.17072/1994-9960-2018-2-251-263
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами