Формирование системы менеджмента качества на основе процессного подхода в управлении промышленными предприятиями

  • Lola Faritovna Popova Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова http://orcid.org/0000-0001-6854-8548

Аннотация

Улучшение качества продукции является одним из приоритетных направлений развития отечественной промышленности. В частности, от качества продукции, производимой предприятиями оборонно-промышленного комплекса, зависит безопасность страны. Совершенствование оборонной и гражданской продукции, а также повышение уровня конкурентоспособности предприятий возможно при условии формирования на предприятиях результативной системы менеджмента качества. Сегодня руководители многих российских предприятий осознают, что эффективно функционирующая система менеджмента качества – это не только возможность получения соответствующего сертификата, но и реальный инструмент формирования долгосрочного конкурентного преимущества компании посредством повышения качества продукции и налаживания бизнес-процессов. Система менеджмента качества, сформированная на основе процессного подхода, является неотъемлемой частью современного менеджмента. В свою очередь, реализация процессного управления является обязательным условием формирования системы менеджмента качества, сертифицированной по современным стандартам. Рассматриваются вопросы построения процессной модели системы менеджмента качества, представлена природа и содержание категории «процесс», систематизированы основные подходы к классификации процессов и дано авторское понимание различий между бизнес-процессами и процессами системы менеджмента качества. Анализ практической деятельности промышленных предприятий Саратовской области позволил установить недостатки в идентификации используемых моделей системы менеджмента качества и выявить процессы, которым не уделяется достаточно внимания. Цель исследования заключается в разработке концептуальной модели процессов системы менеджмента качества промышленных предприятий, в которой определены состав и роль процессов, обеспечивающих реализацию управления качеством. Представлен авторский подход к классификации процессов системы менеджмента качества. Предложена декомпозиция процессов, обеспечивающих реализацию управления качеством на основе цикла Шухарта – Деминга PDCA. При разработке данной модели использован сравнительный контент-анализ отечественной и иностранной литературы, а также стандартов в области системы менеджмента качества,  документации промышленных предприятий в области управления качеством, интервьюирование специалистов промышленных предприятий Саратовской области. Представленный концептуальный подход к выделению процессов системы менеджмента качества промышленных предприятий соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО – 9001 и может быть адаптирован и использован специалистами в области управления качеством при разработке и развитии системы менеджмента качества промышленных предприятий, в том числе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова

процессы, виды процессов, процессный подход, система менеджмента качества, результативность, концептуальная модель, промышленные предприятия.

Список литературы

1. Нацыпаева Е.А., Родионова А.С. Документирование процессов как инструмент практической реализации процессного подхода к управлению в рамках новой версии стандарта ISO 9001:2015 // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 56–60.
2. Бочарова С.В. Прозрачность анализа процессов СМК руководством предприятия // Стандарты и качество. 2016. № 4. С. 15–18.
3. Яшин Н.С., Попова Л.Ф., Бочарова С.В. Развитие методологии анализа результативности системы менеджмента качества промышленных предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 4 (63). С. 51–56.
4. Андреева Т.А. Инновационный подход к стратегическому управлению // Инновационная деятельность. 2014. № 2 (29). С. 5–13.
5. Жулина Е.Г., Гугелев А.В., Жданов С.А. Конкурентоспособность отечественных предприятий: развитие и стандартизация управления. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 180 с.
6. Мищенко С.В., Мищенко Е.С., Пономарев С.В. Осуществление процессов системы менеджмента качества в образовательной организации // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2008. Т. 14. № 4. С. 741–754.
7. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1997. 332 с.
8. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / пер. с англ. С.В. Ариничева. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 272 с.
9. Davenport T. Process innovation: Reengineering work through information technology. Boston: Harvard Business School Press, 1993. 352 p.
10. Харрингтон Дж., Эсселинг К.С., Нимвеген Х.В. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. СПб.: Азбука, 2002. 329 с.
11. Скрипко Л.Е. Построение процессных моделей менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2000 // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент». 2006. № 1. С. 28–51.
12. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 715 с.
13. Печенская М.А., Ускова Т.В. Межбюджетное распределение налогов в России: концентрация полномочий или децентрализация управления // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 3. С. 875–886. doi: 10.17059/2016-3-22.
14. Афтахова У.В. Социально ориентированные механизмы промышленного развития экономики индустриальных регионов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2014. № 4. С. 111–127.
15. Литвинова А.В. Роль инноваций в повышении качества и конкурентоспособности продукции // Посткризисные очертания инновационных процессов: сб. материалов Десятых Друкеровских чтений. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. С. 187–191.
16. Андреева Т.А. Тенденции развития стратегического управления // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 3. С. 146–153.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-32-01018.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Сведения об авторе

Lola Faritovna Popova, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Попова Лола Фаритовна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Россия, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89; e-mail: lolafarit@rambler.ru).

Опубликована
2017-10-06
Как цитировать
Popova L.F. Формирование системы менеджмента качества на основе процессного подхода в управлении промышленными предприятиями // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2017. Том 12. № 3. С. 453-466. doi: 10.17072/1994-9960-2017-3-453-466
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами