Предприятие как объект маркетинг менеджмента: современные тенденции и закономерности

Аннотация

Практика рыночно-ориентированного управления (маркетинг менеджмента) современными предприятиями характеризуется существенным отставанием от фундаментальных научных исследований, а управленческие принципы и технологии ведения предпринимательской деятельности в условиях нарастающей цифровизации экономики еще до конца не определены и в достаточной степени не апробированы. При этом использование новых технологий управления определяет стратегические конкурентные преимущества предприятий. В таких условиях субъекту управления необходимо учитывать современные тенденции и закономерности своего функционирования в конкурентной борьбе, разрабатывать механизмы для формирования и воспроизводства своих стратегических конкурентных компетенций и факторов развития. Цель исследования – на основе систематизации основных тенденций развития социально-экономических систем определить закономерности функционирования современных предприятий как объекта маркетинг менеджмента. Методологическую основу исследования составляют всеобщие и общенаучные методы познания, а также синтез философии маркетинга и теории управления. В качестве основных тенденций современного развития выделены и проанализированы: интенсификация сетевых форм взаимодействия предприятий и групп заинтересованных сторон; цифровизация управления предприятиями и поведения групп заинтересованных сторон; регионализация и глобализация предприятий; продуцирование институциональных инноваций предприятиями и группами заинтересованных сторон; сопоставимость изменения траектории этапов жизненного цикла предприятий и групп заинтересованных сторон. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе проведенного анализа синтезированы дополнительные закономерности в маркетинг менеджменте предприятия: чем более сложной является интеграция между субъектами сетевого взаимодействия, тем сложнее механизм управления; привлечение групп заинтересованных сторон к сетевому взаимодействию позволяет осуществлять сотворчество ценности, продуцирование инноваций; стремительная цифровизация трансформирует поведение групп заинтересованных сторон и взаимодействие с ними; основным драйвером развития предприятия в условиях цифровой экономики являются не только технологии, но и знания самого субъекта управления, знания групп заинтересованных сторон; при нарастающей глобализации поддержание конкурентоспособности предприятий без их взаимодействия с наукой, образованием и государством не представляется возможным; субъект управления и группы заинтересованных сторон приобретают способность осуществлять продуцирование, экспорт или трансплантацию институциональных инноваций. На примере кластера «Инновационная инициатива» разработан механизм и принципы гармонизации интересов между субъектами сетевого взаимодействия, проведена оценка готовности предприятий к цифровизации, предложены практические рекомендации по его совершенствованию. Перспективы дальнейших исследований связаны с развитием научно-методических и практических аспектов формирования институциональных механизмов гармонизации интересов юридически независимых субъектов сетевого взаимодействия.

Ключевые слова

предприятие, сетевое взаимодействие, цифровизация, глобализация, транснациональная корпорация, институты, институциональные изменения, маркетинг менеджмент, группы заинтересованных сторон, жизненный цикл.

Список литературы

1. Cheung S. The contractual nature of the firm // Journal of Law and Economics. 1983. Vol. 26, Iss. (1). Р. 1–21.
2. Teece D.J., Pisano G., Sheen A. Firm capabilities recourses and the concept of strategy: For paradigms of strategic management // Strategic Management Journal. 1997. Vol. 18:7. Р. 509–533.
3. Калиниченко М.П. Теорія і методологія маркетингового управління промисловим підприємством // Вісник Східноукраїнського національного університету імені В. Даля. 2012. Ч. 1, № 11 (182). С. 168−175.
4. Авдокушин Е.Ф., Сизов В.С. Новая экономика. М.: Магистр, 2012. 544 с.
5. Castells М. The information age: Economy, society and culture. In book: The rise of the network society. Oxford: Wiley Blackwell, 2010. 406 p.
6. Barney D.D. The network society. Great Britain by MPG Books, Bodmin, Cornwall, 2004. 197 p.
7. Абрамов В.И., Оводенко Д.В., Вагин С.Г., Титов А.К. Развитие принципов управления при сетевом взаимодействии // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 12 (122). С. 88−91.
8. Большаков А.В. Генезис и структура деловых сетей в контексте теории постиндустриальной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 10 (265). С. 35−40.
9. Бек М.А., Бек Н.Н., Бузулукова Е.В. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 446 с.
10. Евтодиева Т.Е. Сравнительная характеристика системной и сетевой форм организации логистики // Проблемы современной экономики. 2011. № 1 (37). С. 169−170.
11. Мелькина Н.Н., Щипанов Д.А. Маркетинговые деловые сети: проблемы формирования и функционирования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 2 (26). URL: https://econpapers.repec.org/article/scn007255/14935952.htm (дата обращения: 07.09.2018).
12. Розанова Т.П., Скоробогатых И.И. К вопросу о применении концепции маркетинга отношений в сетевом взаимодействии экономических и социальных акторов // Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 1 (37). С. 67−71.
13. Tapscott D. The digital economy: Promise and peril in the age of networked intelligence. McGrawHill, 1995. 342 p.
14. Скиннер К. Цифровой человек: четвертая революция в истории человечества, которая затронет каждого. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 420 с.
15. Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 320 с.
16. Gill M., VanBoskirk S. The Digital maturity model 4.0 benchmarks: Digital business transformation playbook. 22, January. 2016. URL: https://forrester.nitro-digital.com/pdf/Forrester-s%20Digital%20Maturity%20Model%204.0.pdf (дата обращения: 15.10.2018).
17. Valdez-de-Leon O. A digital maturity model for telecommunications service providers // Technology Innovation Management Review. 2016. Vol. 6, Iss. 8. P. 19–32.
18. Исаев Е.А., Коровкина Н.Л., Табакова М.С. Оценка готовности ИТ-подразделения компании к цифровой трансформации бизнеса // Бизнес-информатика. 2018. № 2 (44). С. 55−64.
19. Клейнер Г.Б. Поведение предприятий в квазирыночной экономике // Экономическая наука современной России. 2000. № S1. С. 45−48.
20. Интриллигейтор М.Д. Глобализация мировой экономики: выгоды и издержки // Мир перемен. 2004. № 1. С. 128−139.
21. Интриллигейтор М.Д. Сущность наших текущих экономических проблем в глобальном мире // Международная экономика. 2011. № 9. С. 11−14.
22. Интриллигейтор М.Д. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 6. С. 4−12.
23. Водяненко О.И. Воздействие глобализации на социальную экономику // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 11−15.
24. Vega M.А. The Sarbanes-Oxley Act and the culture of bribery: Expanding the scope private whistleblower suits to overseas employees // Harvard Journal on Legislation. 2009. Vol. 46. P. 425−501.
25. Tulder R.V., Zwart V.A. International business-society management: Linking corporate responsibility and globalization. New York: Routledge, 2006. 440 p.
26. Панкевич Н.В. ТНК: гражданско-политический контроль в условиях денационализации // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3. С. 32–42.
27. Гриценко С.І., Калиниченко М.П. Маркетингово-логістичний механізм формування ринку робочої сили. Донецьк: ДонНУ, 2006. 224 с.
28. Манохина Н.В., Устинова Н.Г. Институциональное управление в инновационной среде. Саратов: Саратовский гос. социально-экономический ун-т, 2011. 250 с.

Сведения об авторе

Maksim Petrovich Kalynychenko, Донецкий национальный университет

Калиниченко Максим Петрович – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и логистики, Донецкий национальный университет (Украина, 83001, Донецк, ул. Университетская, 24; e-mail: mpk79@mail.ru).

Опубликована
2019-03-30
Как цитировать
Kalynychenko M.P. Предприятие как объект маркетинг менеджмента: современные тенденции и закономерности // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2019. Том 14. № 1. С. 125-144. doi: 10.17072/1994-9960-2019-1-125-144
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами