Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2019-4-551-564Аннотация
В настоящее время цифровые платформы, а также платформенные экосистемы, которые формируются ими, способны модернизировать целые отрасли и отдельные виды социально-экономической деятельности. Эти платформы становятся драйверами инноваций, экономического роста и конкурентоспособности в современной экономике. Предпринимательские структуры, которые уже используют цифровые платформенные решения, получают существенные конкурентные преимущества на мировом рынке, что особенно важно в условиях глобализации. Цель исследования состоит в изучении сущности, принципов и условий функционирования платформенной экономики, позволяющей создавать открытые цифровые экосистемы с множеством пользователей. Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся использования платформенных технологий в управлении экономическими системами. Научная новизна заключается в уточнении концепции функционирования цифровой платформы, ее технологического содержания в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, осуществляемого как непрерывное накопление инноваций (цифровых технологий), приводящих к формированию новых конкурентных преимуществ и обеспечивающих реализацию выбранных стратегий поведения с учетом баланса интересов участников. В рамках исследования раскрыто содержание платформенной экономики, а также выделены проблемы, которые можно решить при внедрении цифровых платформ как интегрированных информационных систем, обеспечивающих многосторонние взаимодействия пользователей по обмену информацией в целях оптимизации бизнес-процессов, снижения трансакционных издержек, повышения эффективности цепочек поставок товаров и оказания услуг. Рассмотрены основные особенности, возможности и угрозы, связанные с деятельностью цифровых платформ и их использованием для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на мировых рынках. Дана характеристика цифровой экосистеме как системе, объединяющей несколько цифровых платформ разных отраслей экономики или сегментов рынка, имеющих общих клиентов, и обеспечивающей условия для инновационного развития и распространения цифровых устройств, цифровых продуктов, цифровых сервисов и приложений. Разработаны модели функционирования цифровой платформы с учетом ее концептуальных характеристик и технологических особенностей реализации эффективных бизнес-моделей управления в сложных экономических системах. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их применения в практике управления хозяйствующими субъектами в условиях цифровой трансформации предпринимательской среды, научных и аналитических исследованиях развития цифровых платформ в России. Перспективы исследования связаны с разработкой направлений повышения эффективности деятельности экономических систем за счет идентификации механизмов и способов снижения трансакционных издержек функционирования цифровых платформ.
Ключевые словацифровая экономика, цифровые технологии, платформенная экономика, цифровые платформы, платформенные решения, цифровая трансформация, предпринимательские структуры, бизнес-модели, эффективность, конкурентоспособность, платформенные компании
Для цитированияГоловина Т.А., Полянин А.В., Авдеева И.Л. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2019. Том 14. № 4. С. 551–564. DOI 10.17072/1994-9960-2019-4-551-564
Список литературы1. Valenduc G., Vendramin P. Digitalisation, between disruption and evolution // Transfer. 2017. Vol. 23, Iss. 2. P. 121–134.
2. Caillaud B., Jullien B. Chicken and egg: Competition among intermediation service providers // Rand Journal of Economics. 2003. Vol. 34, № 2. P. 309–328.
3. Eisenmann T., Parker G., van Alstyne M. Strategies for two-sided markets // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84, № (10). P. 92–101.
4. Eisenmann T.R. Managing proprietary and shared platforms // California Management Review. 2008. Vol. 50, № 4. P. 31–53.
5. Evans D.S., Schmalensee R., Noel M.D., Chang H.H., Garcia-Swartz D.D. Platform economics: Essays on multi-sided businesses. December 17, 2011. URL: https://ssrn.com/abstract=1974020 (дата обращения: 16.10.2019).
6. Katz M., Shapiro K. Network externalities, competition, and compatibility // The American Economic Review. 1985. Vol. 75, № 3. P. 424–440.
7. Rochet J., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. 2003. № 4. P. 990–1029.
8. Richter C., Kraus S., Durst S., Giselbrecht C. Digital entrepreneurship: innovative business models for the sharing economy // Creativity and Innovation Management. 2019. Vol. 26, Iss. 3, P. 300–310.
9. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с анг. И. Дубинского. Под ред. С. Писарева. Киев: INT Пресс; Москва: Релф бук, 1999. 432 с.
10. Negroponte N. Being digital. Chatham, Kent: Vintage Books, 1996, 272 p.
11. Hagiu A. Two-sided platforms: Product variety and pricing structures // Journal of Economics and Management Strategy. 2009. Vol. 18, Iss. 4. P. 1011–1043.
12. Huws U. Labor in the global digital economy: The cybertariat comes of age. Monthly Review Press, 2014. 208 p.
13. Gawer A., Henderson R. Platform owner entry and innovation in complementary markets: Evidence from Intel // Journal of Economics and Management Strategy. 2007. Vol. 16, № 1. P. 1–34.
14. Baumol W.J. The Microtheory of innovative entrepreneurship. Princeton: Princeton University Press, 2010. 264 p.
15. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 24. С. 4087–4102.
16. Дашук Э.В. Платформа как бизнес-модель цифровой экономики // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2019. Пенза: Издательство: "Наука и Просвещение", 2019. С. 103–105.
17. Wessler M. Big data analytics for dummies. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc. Publ., 2013. 52 p.
18. Домрачев А.А., Евтушенко С.Н., Куприяновский В.П., Намиот Д.Е. Об инновационных инициативах государств-членов ЕЭП в области построения глобальной цифровой экономики // Международный журнал открытых информационных технологий. 2016. № 9. С. 24–33.
19. Казанчева Х.К., Кильчукова А.Л. Перспективы стратегического управления экономикой региона в условиях асимметрии знаний в реалиях цифровой экономики // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2017. № 6-1 (80). С. 143–151.
20. Shapiro C., VarianHal R. Information rules: A strategic guide to the network economy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 1998. 368 p.
21. Vidas-Bubanja M., Bubanja, I. The Future of digital economy in SEE countries (Case study: Croatia, Macedonia, Montenegro, Serbia, Bosnia and Herzegovina). 39th International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics (mipro), 2016. P. 1515–1520.
22. Добрынин А.П. Цифровая экономика – различные пути эффективного применения технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и др.) // Международный журнал открытых информационных технологий. 2016. Вып. 4, № 1. С. 4–11.
23. Стародубцева Е.Б., Маркова О.М. Цифровая трансформация мировой экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 7–15. doi: 10.24143/2073-5537-2018-2-7-15.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.