Проблемы и перспективы исследования молодежного стартап-движения как нового направления развития российского предпринимательства

Аннотация

Пересмотр роли предпринимательства как одного из ключевых факторов социально-экономического развития страны привел к переоценке значения предпринимательской активности и предпринимательских намерений как источника стартап-движения в России. Это обусловливает актуальность исследования молодежного стартап-движения как нового явления в молодежной предпринимательской среде, выявления факторов, способствующих его развитию, и ограничений на пути становления отечественных стратап-компаний, нуждающихся в государственной и общественной поддержке. Целью исследования является разработка методологического и методического инструментариев для выявления причин, проблем и последствий развития стартап-движения, что позволит разрабатывать более эффективные механизмы его продвижения в России. Методологической основой исследования выступает междисциплинарный подход, позволяющий выявить спектр экономических, социальных, психологических и культурных факторов, в совокупности характеризующих поведение молодежи, вовлекаемой в стартап-сообщество. Новизна исследования заключается в системном изучении сущности стартапов на основе формирующейся концепции стартап-экосистемы как элемента предпринимательского сектора, оказывающего влияние на эффективность предпринимательской деятельности и развитие экономики страны. Для идентификации перспектив и ограничений распространения молодежного стартап-движения в России были проведены кабинетное и полевое исследования основателей и представителей 150 российских молодежных стартап-компаний участников выставки Startup Village (Сколково, 2018) и 109 интернет-сайтов соответствующих стартап-компаний. В результате экспертного опроса и контент-анализа сайтов установлена важность стартап-движения для его участников и выявлена необходимость функционирования стартап-компаний для развития предпринимательской активности молодежи. Идентифицированы основные проблемы развития молодежных стартап-компаний. Среди наиболее значимых: невостребованность инновационных технологий и продуктов на рынках, низкое качество управленческих решений, недостаток профессиональных знаний при разработке и продвижении инновационных продуктов и технологий, недостаток финансирования и отсутствие государственной поддержки на ранних стадиях реализации проектов, низкий отклик государства на инициативы стартапов, низкая результативность и эффективность деятельности стартапов. Одним из возможных механизмов развития и поддержки молодежных стартапов может стать разработка программ и мероприятий государственной молодежной политики как основы для создания технологий вовлечения молодежи в стартап-движение с учетом их склонностей и готовности к ведению предпринимательской деятельности. Представляется, что исследование социально-экономической структуры стартап-движения, механизмов его активизации, причин выхода из стартап-сообщества и последствий этого явления для индивида и экономики в целом в совокупности составляет перспективные направления будущих научных исследований.

Ключевые слова

стартап, стартап-компания, стартап-движение, молодежь, студенческое сообщество, предпринимательство, инвестиции, инновации, бизнес-модель стартап-компании, государственная поддержка.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-310-00130.

Список литературы

1. Бланк С., Дорф Б. Стартап: Настольная книга основателя. Пошаговое руководство по построению великой компании с нуля / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 616 c.
2. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2014. 256 с.
3. Tanzil G.F. Imelda // Economics, Econometrics and Finance. 2016. № 14. P. 4681–4692.
4. Chen C.C., Greene P.G., Crick А. Does entrepreneurial self-efficacy distinguish entrepreneurs from managers? // Journal of Business Venturing. 1998. Vol. 13, № 4. P. 295–316.
5. McGee J.E., Peterson M., Mueller S.L., Sequeira J.M. Entrepreneurial self-efficacy: Refining the measure // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2009. Vol. 33, № 4. P. 965–988.
6. De Noble A., Jung D., Ehrlich S. Entrepreneurial Self-efficacy: The development of a measure and its relationship to entrepreneurship action // Frontiers of Entrepreneurship Research. P.D. Reynolds et al. (eds). Welles-ley, MA, Babson College. 1999. pp. 73–87.
7. Ajzen I. The Theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50, № 2. P. 179–211.
8. Krueger N.F. The Impact of prior entrepreneurial exposure on perceptions of new venture feasibility and desirability // Entrepreneurship: Theory and Practice. 1993. Vol. 18, № 1. P. 5–21.
9. Krueger N.F., Reilly M.D., Carsrud A.L. Competing models of entrepreneurial intentions // Journal of Business Venturing. 2000. Vol. 15, № 5–6. P. 411–432.
10. Baron R. Effectual versus predictive logics in entrepreneurial decision making: Differences between experts and novices: Does experience in starting new ventures change the way entrepreneurs think? Perhaps, but for now, “Caution” is essential // Journal of Business Venturing. 2009. Vol. 24, iss. 4. P. 310–315.
11. Кашпур В.В. Предпринимательство как жизненная перспектива современной молодежи (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. № 1 (5). С. 53–68.
12. Кошарная Г.Б. Влияние ценностей отечественного предпринимательства на интеграционные процессы в обществе // Власть. 2016. № 24. С. 133–137.
13. Манова М.В. Современные аспекты предпринимательской культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4 (19). С. 30–33.
14. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 170–207. doi: 10.17323/1814954520153171207.
15. Отраднова Д.К., Комендантова О.С. Современные проблемы стартап-компаний и их роль в развитии России // Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков: сб. материалов всерос. молодежной науч.-практ. конф. (Уфа, 27‒28 апреля 2015 г.). Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. С. 202–204.
16. Иншаков М.О. Развитие инновационных стартапов в современных российских условиях // Экономика, социология и право. 2014. № 1. С. 50–52.
17. Арзымедова Д.Б., Бережной А.В. Продвижение стартап-проектов при помощи «краудфандинг-платформ» // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2015. № 14. С. 145–147.
18. Патраков А.В. Использование маркетинговых методов при проектировании деятельности стартап-компаний // Белгородский экономический вестник. 2014. № 4 (76). С. 143–149.
19. Степанова Ю.Н., Усова Ю.П. Роль маркетинга в привлечении частного капитала в инновационный стартап: опыт региона // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9, № 12. С. 188–193.
20. Яхшибекян А.А. Особенности краудфандинга как эффективного инструмента привлечения инвестиций в стартап // Приоритеты социально-экономического развития юга России: сб. ст. XII региональной науч.-практ. конф. молодых ученых (Краснодар, 4 апреля 2015 г.). Краснодар: Южный институт менеджмента, 2015. С. 168–170.
21. Катасонова Г.Р. Методика изучения студентами экономических вузов этапов становления стартап компаний // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2015. № 12. С. 119–123.
22. Сударушкина И.В. Стартап как форма реализации научного и рабочего потенциала молодежи // Научный взгляд в будущее. 2016. Т. 10, № 1. С. 47–52.
23. Низовцева Н.Ф., Гришанин Н.В. Молодежная субкультура как ресурс создания стартап-проекта // Научные труды Северо-Западного института управления. 2015. Т. 6, № 5 (22). С. 8–12.
24. Edelman L.F., Manolova T., Shirokova G., Tsukanova T. The impact of family support on young entrepreneurs' start-up activities // Journal of Business Venturing. 2016. Т. 31, iss. 4. P. 428–448.
25. Духон А.Б., Зиньковский К.В., Образцова О.И., Чепуренко А.Ю. Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 139–172. doi:10.17323/1814-9545-2018-2-139-172.
26. Chepurenko A. Entrepreneurial activity under «transition». In book: Context, Process and Gender Entrepreneurship: Frontiers in European Entrepreneurship Research / Eds. R. Blackburn, U. Hytti, F. Welter. Cheltenham: Edward Elgar, 2015. P. 6–22.
27. Журавлев А.Л, Позняков В.П. Социально-психологические проблемы становления российского предпринимательства // Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1995. С. 82–102.
28. Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: научные исследования и практические приложения // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1, № 1. С. 80–104.
29. Дорофеев Е.Д., Емельянова Т.П. Гражданская ответственность в представлениях молодежи // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»: материалы V всерос. науч.-практ. конф. 27–29 января 2010 г. Москва / ред. В.В. Рубцов. М.: Федерация психологов образования России, 2010. С. 310–311.
30. Социальная психология российского предпринимательства. Информационно-исследовательская база данных / отв. ред. В. П. Позняков. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. 585 с.
31. Франц А.С. Российская предпринимательская культура: исторический экскурс // Известия Уральского государственного экономического университета. 2005. № 12. С. 142–148.
32. Малое предпринимательство и социально-экономическое развитие территории / под общей ред. докт. экон. наук А.Г. Шеломенцева. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2012. 413 c.
33. Иванова А.В. Студенческое предпринимательство в Уральском государственном университете: условия развития и потенциал // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 3 (67). С. 21–27.
34. Козаков Е. М., Дорошенко С.В., Татаркин А.И., Баженов С.И., Бронштейн С.Б., Лисин Г.И., Глухих П.Л., Лобарева Н.С. и др. Теоретические основы социокультурного влияния модернизации на ценностные установки локальных сообществ: коллективная монография. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2011. 431 c.
35. Ильинский И.М., Луков В.А. О перспективах развития организованного молодежного движения в России (социально-философские, социологические, политико-правовые аспекты) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 5–28. doi: 10.17805/zpu.2016.1.1.
36. Луков Вал.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М.: Канон+, 2012. 527 c.
37. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительного социологического исследования российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98–104.
38. Афоненко А.А., Ильенкова Н.Д. «Стартап» и его особенности // Итоги научных исследований: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (5 марта 2015 г., Москва). Москва: ООО «Европейский фонд инновационного развития», 2015. С. 39–41.
39. Зайнудинов К.Г. Виды и основная характеристика стартап-компании // Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО. 2014. С. 224–227.
40. Черкасов Д.О., Сайбель Н.Ю. Стартап: Характеристика понятия и этапы развития // Современное состояние и перспективы развития научной мысли: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (25 марта, 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. Часть 1. С. 141–143.

Сведения об авторах

Natalya Sergeevna Lobareva, Уральский институт подготовки кадров "21-й век"

Лобарева Наталья Сергеевна – кандидат экономических наук, зав. кафедрой социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Уральский институт подготовки кадров "21-й век" (622031, Россия, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57; e-mail: nata140484@mail.ru).

Sergey Vladimirovich Malinkin, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Малинкин Сергей Владимирович – аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29; e-mail: sergeymalinkin1@gmail.com).

Pavel Leonidovich Glukhikh, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Глухих Павел Леонидович – кандидат экономических наук, научный сотрудник центра региональных компаративных исследований, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук; доцент кафедры технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29; Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: Gluchih_P_L@mail.ru).

Опубликована
2018-12-22
Как цитировать
Lobareva N.S., Malinkin S.V., Glukhikh P.L. Проблемы и перспективы исследования молодежного стартап-движения как нового направления развития российского предпринимательства // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2018. Том 13. № 4. С. 602-622. doi: 10.17072/1994-9960-2018-4-602-622
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами