Стратегия адаптации управления бизнес-структурами к кризисным условиям на основе компромисса

  • Matvey Sergeyevich Oborin Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Пермский филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова

Аннотация

Введение. Сложившиеся условия макроэкономической нестабильности способствуют развитию научно-теоретических основ концепции адаптации бизнес-структур к внешним вызовам. Необходимо исходить
из понимания субъекта экономической деятельности не только как элемента сложной региональной и отраслевой производственной системы, но и как относительно обособленной структуры, обладающей индивидуальным организационным поведением и связями с другими субъектами различной специализации. Адаптация бизнес-структур представляет собой поведенческие изменения во взаимосвязи с происходящими качественными системными изменениями, существенным образом влияющими на ключевые параметры деятельности. Цель. Разработка концептуальных основ стратегии адаптации управления бизнес-структурами к кризисным условиям на основе компромисса. Материалы и методы. Методологической основой работы являются научно-теоретические подходы к адаптации управления региональными экономическими системами и бизнес-структурами. Основными методами выступают моделирование экономических и управленческих процессов, анализ статистики. В качестве информационной базы использованы официальные данные Росстата. Результаты. Рассматривались различные виды государственной поддержки в крупных городах, направленные на снижение уровня сокращения малых и средних компаний и возмещение понесенного ими ущерба. Исследованы факторы и условия, конкретизирующие взаимодействие крупного и малого предпринимательства в региональной экономической системе, особенности их организационного поведения при регулировании финансово-экономических обязательств с органами власти. Выводы. Научная новизна исследования состоит в разработке концепции стратегии адаптации управления бизнес-структурами к кризисным условиям на основе компромисса с учетом тенденций организационного поведения субъектов крупного, малого и среднего бизнеса, органов власти и отраслевого управления, меняющихся в зависимости от форм совместной деятельности, характерных для новейшей истории России.

Ключевые слова: антикризисные меры, малые и средние предприятия, пандемия коронавируса, адаптация, организационное поведение, бизнес-структуры, государственная поддержка, компромисс

Список источников

  1. Азарян Е. М. Региональная и отраслевая экономика: маркетинговый аспект // Торговля и рынок. 2017. № 3 (59). С. 55–63.
  2. Воробьева Е. В. Управление компанией на региональном рынке в условиях кризиса на примере функционирования компаний на территории европейского союза под влиянием Brexit // Панорама. 2020. № 35. С. 14–21. EDN ACRSSX.
  3. Королева Е. Н., Бессонов И. С. Малый бизнес как драйвер умной специализации территории: примеряя европейский опыт // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2020. № 1-1. С. 121–124. EDN GXLBYQ.
  4. Орехова С. В., Ярошевич Н. Ю. Экосистемы и новая конкуренция: феномен «яйца и курицы» // Вопросы управления. 2022. № 2 (75). С. 34–48. DOI 22394/2304-3369-2022-2-34-48. EDN ZQTHTG.
  5. Aguirre A. Contracting institutions and economic growth // Review of Economic Dynamics. 2017. Vol. 24. P. 192–217. DOI 1016/j.red.2017.01.009.
  6. Balz V. E. Regional design: Discretionary approaches to regional planning in The Netherlands // Planning Theory. 2018. Vol. 17, issue 3. P. 332–354. DOI1177/1473095217721280.
  7. Анимица Е. Г., Новикова Н. В. Тенденции экономической динамики классического старопромышленного региона России: кейс Свердловской области // Journal of New Economy. 2022. Т. 23, № 2. С. 64–79. DOI 29141/2658-5081-2022-23-2-4. EDN NXXLGJ.
  8. Гусева Г. В. О роли регионального фонда комплексного развития территорий во «всероссийской реновации» // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 5-1. С. 17–23. DOI 17513/vaael.2169. EDN YSIAOX.
  9. Желнина З. Ю. Туризм в фокусе государственной поддержки и стратегий развития территорий // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4 (182). С. 84–94. DOI 24158/tipor.2023.4.11. EDN HPFPOJ.
  10. Мочалов А. Н. Местное самоуправление на территориях инновационного развития: опыт Соединенных Штатов Америки // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 4. С. 30–32. DOI 18572/2072-4314-2022-4-30-32. EDN AFPSPP.
  11. Сысолятин А. В., Катаева Н. Н. Процесс стратегического позиционирования территории // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 5, № 3 (75). С. 17–20. EDN THCVYW.
  12. Albrechts L., Balducci A. Practicing strategic planning: In search of critical features to explain the strategic character of plans // The Planning Review. 2013. Vol.49, issue 3. P. 16–27. DOI 1080/02513625.2013.859001.
  13. Bjärstig T., Thellbro C., Stjernström O., Svensson J., Sandström C., Sandström P., Zachrisson A. Between protocol and reality – Swedish municipal comprehensive planning // European Planning Studies. 2018. Vol. 26, no. 1. P. 35–54. DOI 1080/09654313.2017.1365819.
  14. Retnandari N. D. Implementation of strategic planning in regional/municipal governments, obstacles and challenges // Policy & Governance Review. 2022. Vol. 6, no. 2. P. 155–175. DOI 30589/pgr.v6i2.556.
  15. Seasons M. Monitoring and evaluation in municipal planning: Considering the realities // Journal of the American Planning Association. 2003. Vol. 69, issue 4. P.430–440. DOI 1080/01944360308976329.
  16. Анимица Е. Г., Рахмеева И. И. Методология анализа регуляторной среды региона // Общественные науки и современность. 2020. № 6. С. 127–135. DOI 31857/S086904990012502-4. EDN SHULZH.
  17. Мирошниченко Т. А., Подгорская С. В. Концепция финансово-экономического обеспечения устойчивого инклюзивного развития сельских территорий // Учет и статистика. 2022. № 2 (66). С. 23–31. DOI 54220/1994-0874.2022.80.81.004. EDN GHLKMA.
  18. Орехова С. В., Заруцкая В. С., Кислицын Е. В. Эмпирическое исследование сетевого взаимодействия на рынке // Управленец. 2021. Т. 12, № 1. С. 32–46. DOI 29141/2218-5003-2021-12-1-3. EDN LDHNKL.
  19. Романцов А. Н., Фоменко А. В. Государственно-частное партнерство как инструмент развития объектов инфраструктуры и реализации общественно значимых проектов // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18, № 5. С. 129–137. DOI 22394/1682-2358-2018-5-129-137. EDN YQNYKL.
  20. Черкасова И. К. Структура и механизмы управления мегаполисом // Социология. 2022. № 4. С. 141–144. EDN SIYWVN.
  21. Alvarez-Dionisi L. E., Turner R., Mittra M. Global project management trends // International Journal Information Technology and Project Management. 2016. Vol. 7, issue 3. P. 54–73. DOI 4018/IJITPM.2016070104.
  22. Devereux M. P., Griffith R., Simpson H. Firm location decisions, regional grants and agglomeration externalities // Journal of Public Economics. 2007. Vol. 91, issue 3–4. P. 413–435. DOI 1016/j.jpubeco.2006.12.002.
  23. Girma S., Görg H., Strobl E. The effect of government grants on plant level productivity // Economics Letters. 2007. Vol. 94, issue 3. P. 439–444. DOI 1016/j.econlet.2006.09.003.
  24. Земцов С. П., Михайлов А. А. Тенденции и факторы развития малого и среднего бизнеса в регионах России в период коронакризиса // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28, № 4. С. 34–45. EDN YTAZUH.
  25. Черешкин Д. С., Цыгичко В. Н. Антикризисное управление социально-экономической системой в условиях цифровой экономики // Информационное общество. 2019. № 4-5. С. 44–53. EDN ROBIYJ.
  26. Avin U., Goodspeed R. Using exploratory scenarios in planning practice // Journal of the American Planning Association. 2020. Vol. 86, issue 4. P. 403–416. DOI1080/01944363.2020.1746688.
  27. Bicen P., Malter A. J. The new institutional economics (NIE) approach to geographical indication (GI) supply chains: A case study from Turkey // Woodhead Publishing Series in Food Science. Technology and Nutrition, Case Studies in Food Retailing and Distribution. Woodhead Publishing, 2019. P. 105–118. DOI1016/B978-0-08-102037-1.00008-6.
  28. Davanzati G. F. Structural change driven by institutions: Thorstein Veblen revised // Structural Change and Economic Dynamics. 2018. Vol. 45. P. 105–110. DOI1016/j.strueco.2018.03.002.
  29. Hartwell C. A. The institutional basis of efficiency in resource-rich countries // Economic Systems. 2016. Vol. 40, issue 4. P. 519–538. DOI1016/j.ecosys.2016.02.004.
  30. Johnsen Å. Impacts of strategic planning and management in municipal government: An analysis of subjective survey and objective production and efficiency measures in Norway // Public Management Review. 2018. Vol. 20, issue 3. P. 397–420. DOI 1080/14719037.2017.1285115.
  31. Laurian L., Crawford J., Day M., Kouwenhoven P., Mason G., Ericksen N., Beattie L. Evaluating the outcomes of plans: Theory, practice, and methodology // Environment and planning B: Planning and Design. 2010. Vol. 37, issue 4. P. 740–757. DOI 1068/b35051.
  32. Lin J. Y. New structural economics: A framework for rethinking development and policy. Policy Research Working Paper No. 5197. World Bank Publications, 2012. 40 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/13507 (дата обращения: 20.10.2023).
  33. Morris A., Wilkinson S., Algeo C., Candusso D. Project management maturity levels // The Journal of Modern Project Management. 2020. Vol. 8, no. 8. P.158–166. DOI 19255/JMPM02413.
  34. Noland M. Industrial policy, innovation policy, and Japanese competitiveness. IIE Working Paper No. 07-4 // SSRN. 2007. 32 p. DOI2139/ssrn.989594.
  35. Oliveira V., Pinho P. Measuring success in planning: Developing and testing a methodology for planning evaluation // Town Planning Review. 2010. Vol. 81, no. P. 307–333. DOI 10.3828/tpr.2010.7.
  36. Villafáñez F., Poza D., Lopez-Paredes A., Pajares J., Acebes F. Portfolio scheduling: An integrative approach of limited resources and project prioritization // Journal of Project Management. 2020. Vol. 5. P. 103–116. DOI 5267/j.jpm.2019.12.001.
  37. Цухло С. В. Адаптация российской промышленности к кризису 2021 г. // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28, № 10. С. 16–18. EDN: JAWOAD.
  38. Литвинова А. С., Пивень И. Г. Бизнес в условиях пандемии: организация удаленной работы и оценка эффективности «удаленного» управления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 10-2 (68). С. 21–23. DOI 24411/2411-0450-2020-10802. EDN JLDKKT.
  39. Шпакова Р. Н. Генеральные цели стратегического развития регионов Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 311–336. DOI 24411/2070-1381-2019-10030. EDN FBRSHM.
  40. Шохин А. Н., Маякина С. С., Проскурин А. В. Государственные инициативы в развитии малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса на примере пандемии COVID-19 в мегаполисах (Москва, Нью-Йорк, Лондон, Гонконг и Токио) // Бизнес. Общество. Власть. 2021. № 3 (41). С. 72–95. EDN QWIUUV.
  41. Шохин А. Н., Оганнисян С. О. COVID-19 и проекты государственно-частного партнерства // Бизнес. Общество. Власть. 2020. № 4 (38). C. 60–63. EDN MAAJEN.

Сведения об авторе

Matvey Sergeyevich Oborin, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Пермский филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономического анализа и статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (Пермский филиал); профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета; профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д. Н. Прянишникова

Опубликована
2023-12-27
Как цитировать
Oborin M.S. Стратегия адаптации управления бизнес-структурами к кризисным условиям на основе компромисса // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2023. Том 18. № 4. С. 389–408. doi: 10.17072/1994-9960-2023-4-389-408
Раздел
Региональная и отраслевая экономика