ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация

Статья посвящена проблемам совершенствования управления промышленными предприятиями, актуальность решения которых возрастает в связи с динамичными изменениями среды функционирования под влиянием вызовов четвертой промышленной революции и структурной трансформацией социально-экономических и технологических процессов. Основная цель работы заключается в поиске и формировании наиболее рациональной и адекватной современным условиям концепции стратегического управления, обеспечивающей синхронизацию внутренних преобразований компании с перманентными переменами во внешней среде, своевременное реагирование на возникающие проблемы и открывающиеся возможности во всех аспектах деятельности, проактивное принятие управленческих решений. Методология проведенного исследования базируется на классических и современных теориях стратегического планирования и управления, моделях устойчивого развития и эндогенного роста экономики. Авторами предложен подход к построению системы стратегического управления, новизна которого заключается в интеграции концепции экономического потенциала промышленного предприятия и современного инструментария менеджмента (Balanced Scorecard, Foresight, Benchmarking, Life-Cycle Management, Value-Based Management и др.). Особое внимание уделено стратегическому планированию как основному звену системы управления: выстроен и описан логический процесс формирования стратегии компании, выделены векторы форсайт-исследования и перспективы Balanced Scorecard, сформирована система сбалансированных показателей в соответствии с основными элементами экономического потенциала предприятия, уточнена методика расчета частных и интегрального показателей Balanced Scorecard. Предложенный в работе подход к стратегическому управлению и представленный комплекс методических разработок могут быть использованы в практике работы промышленных компаний, что подтверждено результатами их апробации на предприятиях текстильной отрасли.

Ключевые слова: промышленное предприятие, экономический потенциал, стратегическое управление, стратегия развития, форсайт, сбалансированная система показателей, капитализация

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2009. 344 с.
  3. Минцберг Г., Куинн Дж., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. СПб.: Питер, 2001. 567 с.
  4. Porter M. What is Strategy? // Harvard Business Review. 1996. 74, no. 6. P. 61–78.
  5. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 2000. 928 с.
  6. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
  7. D’Aveni R. A. Hypercompetition: Managing the Dynamics of Strategic Maneuvering. New York: The Free Press, 1994. 448 p.
  8. Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 448 с.
  9. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996. 590 с.
  10. Romer P. M. Increasing returns and long-Run growth // Journal of Political Economy. Vol. 94, no. 5. P. 1002–1037. doi: 10.1086/261420
  11. Ибрагимова Р. С., Головкин Д. С. Методическое обоснование оценки экономического потенциала предприятия текстильной промышленности // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 3 (47). С. 64–74.
  12. Martin B. R. Foresight in science and technology // Technology Analysis & Strategic Management. 1995. Vol. 7, no. 2. 139–168. doi: 10.1080/09537329508524202
  13. Martin B. R. Research Foresight and the exploitation of science base. London: HSMO, 1993. 21 p. 
  14. Popper R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools // The International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. Edward Elgar, P. 123–144.
  15. Loveridge D. Foresight / PREST. University of Manchester, 2001. 200 p.
  16. Keenan M., Miles I. Scoping and Planning Foresight // Georghiou I., Cassingera H. J., Keenan M., Miles I., Popper R. (eds) // Handbook of Technology Foresight. Cheltenham: Edward Elgar, 2008. P. 342–376.
  17. Kaplan R. S., Norton D. P. The balanced scorecard: Translating strategy into action. Boston: Harvard Business School Press, 1996. 400
  18. Kaplan R. S., Norton D. P. Why Does Business Need a Balanced Scorecard? Part I // Journal of Cost Management. 1997. Vol. 11, no. 3. Р. 5–10.
  19. Сычева С. М., Шрамченко Т. Б. Роль системы сбалансированных показателей в проектно-ориентированных организациях // Вестник университета. 2020. № 2. С. 148– doi: 10.26425/1816-4277-2020-2-148-155
  20. Железнова Т. Ю., Вайсман Е. Д. Интеграция методов стратегического управления промышленным предприятием // Управленец. 2022. Т. 13, № С. 2–19. doi: 10.29141/2218-5003-2022-13-2-1
  21. Ахтямов М. К., Гончар Е. А., Тихонова Н. В. Оценка интеллектуального капитала организации как элемента внутренней стоимости предприятия // Креативная экономика. 2016. № 8 (10). C. 945–960. doi: 10.18334/ce.10.8.35851
  22. Овчинникова О. А., Парушина Н. В. Трансформация отчетности для отражения интеллектуального капитала // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 4. C. 77–79.
  23. Kotler P. Marketing essentials. Prentice-Hall, 2019. 565 p.
  24. Зенкина И. В. Основы формирования системы показателей экономического субъекта в русле современных концепций стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27. C. 34–39.
  25. Редченко К. Сбалансированная система показателей (BSC) и экономическая добавленная стоимость (EVA): комбинирование с целью достижения синергии // Финансы и кредит. 2014. № 5. C. 64–69.
  26. Ибрагимова Р. С., Головкин Д. С. Выявление приоритетных направлений развития текстильной промышленности на основе форсайт-исследований // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 1 (47). С. 87–97. doi: 10.6060/ivecofin.20214701.521

Сведения об авторах

Rozaliia Savievna Ibragimova, Ивановский государственный университет

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, экономики и предпринимательства, Ивановский государственный университет (Россия, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39); irozalia@hotmail.com

Dmitry Sergeevich Golovkin, Ивановский государственный университет

Аспирант кафедры экономической теории, экономики и предпринимательства, Ивановский государственный университет (Россия, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39); dm-golovkin@yandex.ru

Опубликована
2022-12-27
Как цитировать
Ibragimova R.S., Golovkin D.S. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2022. Том 17. № 4. С. 474–486. doi: 10.17072/1994-9960-2022-4-474-486
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами