РЕДЕВЕЛОПМЕНТ И РЕКОНЦЕПЦИЯ ИЗБЫТОЧНОЙ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

  • Natalia Mikhailovna Karavaeva Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0002-1886-6836
  • Natalia Vadimovna Goncharova Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0001-8133-8289
  • Liudmila Vladimirovna Daineko Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0003-0062-2611
  • Inna Igorevna Yurasova Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина http://orcid.org/0000-0001-7611-9030

Аннотация

Перенасыщение рынка торговой недвижимости вынуждает собственников и инвесторов задумываться об изменении концепции существующих объектов под потребности нового поколения посетителей. Целью исследования является анализ современного состояния рынка торговой недвижимости г. Екатеринбурга для решения проблемы избыточных площадей морально устаревших торговых центров и адаптации их к запросам потребителей поколений Y и Z, позволяющих обозначить перспективные направления редевелопмента и реконцепта морально устаревшей торговой недвижимости в торгово-спортивно-культурно-развлекательные центры. К наиболее существенным результатам, характеризующим научную новизну исследования, можно отнести следующие: проведен анализ состояния рынка коммерческой недвижимости в России за период 2019–2022 гг., розничной торговли Свердловской области за период 2017–2021 гг., крупнейших торговых и торгово-развлекательных центров г. Екатеринбурга по дате открытия, общей и торговой площади, категории, наличию парковки, фуд-корта, кинотеатра, игровых зон и т.д.; систематизированы основные недостатки морально устаревших торговых центров с точки зрения потребителей нового поколения; для обоснования необходимости создания торгово-спортивно-культурно-развлекательных центров проведен анализ имеющихся в г. Екатеринбурге объектов для организации досуговых мероприятий по таким направлениям, как концертно-гастрольная и образовательно-досуговая деятельность, организация спортивных мероприятий; предложена концепция редевелопмента потерявшего актуальность объекта в центр досуга, развлечений и культурного отдыха, удовлетворяющего потребностям поколений Y и Z; выявлен тренд на развитие культурно-развлекательных объектов; разработано финансово-экономическое обоснование проекта редевелопмента и доказана эффективность его реализации. Перспективы исследований связаны с более подробным анализом перепрофилирования устаревших торговых центров под объекты индустрии развлечений, востребованные у поколений Y и Z, с целью устранения недостатков существующей методики ее оценки.

Ключевые слова: редевелопмент, торгово-развлекательная недвижимость, экономическая эффективность, реконцепт, теория поколений, коммерческая недвижимость, экономическая эффективность проекта, торговый центр

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Zapariy V., Zaitseva E., Goncharova N. Industrial Heritage as A Brand of The Ural Region in The Context of New Industrialization // Proceedings of the 36th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), Granada, Spain, 04–05 Nov 2020. Granada, Spain: IBIMA, 2020. P. 1854–1860.
  2. Shalina D. S., Stepanova N. R., Larionova V. A. A Creative Approach to Creating a Livable Urban Environment // Bylieva D., Nordmann A. (eds) Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. PCSF 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 345. Springer, Cham., 2022. P. 285–296. doi: 10.1007/978-3-030-89708-624
  3. Bareicheva M. A., Kubina E. A., Stepanova N. R. Structural analysis with visualization elements as a factor in the development of the commercial real estate market // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 666, no. 6. Article 062130. doi: 10.1088/1755-1315/666/6/062130
  4. Goncharova N. V, Daineko L. V. Territorial Brand Development and Evaluation (The Case of Ekaterinburg) // Proceedings of the 36th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), Granada, Spain, 04–05 Nov 2020. Granada, Spain: IBIMA, 2020. P. 1673–1681.
  5. Strauss W., Howe N. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. New York: Quill, 1991. 600 p.
  6. Шайхисламов Р. Б., Асадуллина Г. Р., Садретдинова Э. В. Социальный характер в я-концепции поколения Z // Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2021. С. 160–177.
  7. Левада Ю. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5. С. 7–14.
  8. Земскова Е. С. Анализ поведения потребителей в цифровой экономике с позиции теории поколений // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 5. URL: https://esj.today/PDF/32ECVN519.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
  9. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8, № 1. С. 108–114.
  10. Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 4 (146). С. 309–323. doi: 10.14515/monitoring.2018.4.15
  11. Kumlangphaet W. Online marketing to generation XYZ consumers // Research Journal Humanities and Social Sciences. Vol. 1, no. 2. URL: http://repository.rmutp.ac.th/handle/123456789/2458 (дата обращения: 16.05.2022).
  12. Wiratno B., Trisno R., Priyomarsono N.W., Lianto F. Shopping Centre Evolution in Jakarta Due to Changes of Generation XYZ Consumerism Behaviour // Tarumanagara International Conference on the Applications of Social Sciences and Humanities (TICASH 2019). 2020. Vol. 439. P. 76–82. doi: 10.2991/assehr.k.200515.014
  13. Dewanti P., Indrajit R. E. The effect of XYZ generation characteristics to e-commerce C-to-C: A review // Ikraith Informatika. Vol. 2, no. 2. P. 56–60.
  14. Михалева М. В. Модель покупателей и его характеристика по поколению XYZ // StudNet. № 3 (4). С. 432–436.
  15. Platonov A. M., Larionova V. A., Davy Y. M., Bazhenov S. I. Theoretical and methodological approaches to management of resource flow processes of development projects on macro-, mezzo-, microlevels // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 972, no. 1. Article 012060. doi: 10.1088/1757-899X/972/1/012060
  16. Стукалова И. Б., Токмачева О. С. Торговые центры в РФ: сущность, динамика развития, оценка эффективности // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1637–1648. doi: 10.18334/rp.16.11.244
  17. Jayantha W. M., Chun Ming C. The effect of urban redevelopment on retail shopping property values: A case study in Hong Kong // International Journal of Urban Sciences. 2015. Vol. 19, no. 3. P. 379–399. doi: 10.1080/12265934.2015.1095111
  18. Jayantha W. M., Yung E. H. K. Effect of revitalisation of historic buildings on retail shop values in urban renewal: An empirical analysis // Sustainability. 2018. Vol. 10, no. 5. Article 1418. doi: 10.3390/su10051418
  19. Kok H. J. Restructuring retail property markets in Central Europe: Impacts on urban space // Journal of Housing and the Built Environment. 2007. Vol. 22, no. 1. P. 107–126. doi: 10.1007/S10901-006-9068-Z
  20. Cortez C. The West End: Redevelopment of the Westminster Mall. City and Regional Planning, 2021. 50 p.
  21. Джавадов Т. М. Использование редевелопмента для повышения эффективности использования объектов коммерческой недвижимости: российский опыт // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19, № 10. С. 3209–3218. doi: 10.18334/rp.19.10.39502
  22. Gitcho G. W. Benefits of redevelopment of outdated retail centers. Massachusetts Institute of Technology, 2005. 51 p.
  23. Büchler S. C., Van de Minne A., Schöni O. Redevelopment Option Value for Commercial Real Estate. Working Paper No. 26. University of Bern, CRED, 2020. 32 p. doi: 10.7892/BORIS.143537
  24. Фабричных М. Ю. Реконцепция и редевелопмент как способ повышения экономической эффективности торгового центра // International Innovation Research: сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 121–123.
  25. Учинина Т. В., Бибилашвили А. Д. Исследование тенденций развития торговой недвижимости в г. Пензе // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 279–282.
  26. Кочетова О. А. Оценка тенденций развития рынка торговой недвижимости в 2015 году // Торгово-экономический журнал. 2015. Т. 2, № 1. С. 41–54. doi: 10.18334/tezh.2.1.568
  27. Смирнова Ю. О., Булдыгина Ю. В. Тенденции развития рынка торговой недвижимости в России в современных кризисных условиях // Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. 2017. № 1. С. 40–45.
  28. Mogodi M. F. Analysis of Multi-stage Real Options for Timing Redevelopment of Super Regional Shopping Centres in South Africa, Utilizing Study Area Johannesburg West Region C. University of the Witwatersrand, 2014. 113 p.
  29. Шалина Д. С., Степанова Н. Р. Реновация, редевелопмент, ревитализация и джентрификация городского пространства // Фундаментальные исследования. № 12 (2). C. 285–289.
  30. Vlasova M. F., Larionova V. A., Stepanova N. R. The Development of a Comfortable Urban Environment on the Example of Ekaterinburg City // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 753, no. 5. Article 052031. doi: 10.1088/1757-899X/753/5/052031
  31. Kondrat’eva L. N., Stepanova N. R., Bochkov P. V. The Formation of a Comfortable Urban Environment // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 972, no. 1. Article 012021. doi: 10.1088/1757-899X/972/1/012021
  32. Daineko L. V., Karavaeva N. M., Yurasova I. I. Redevelopment of Ex-industrial Areas in Yekaterinburg // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2021. Vol. 1079, no. 3. Article 032093. doi: 10.1088/1757-899X/1079/3/032093
  33. Lai Y., Tang B., Chen X., Zheng X. Spatial determinants of land redevelopment in the urban renewal processes in Shenzhen, China // Land Use Policy. 2021. Vol. 103. Article 105330. doi: 10.1016/j.landusepol.2021.105330
  34. Jaszczak A., Kristianova K., Pochodyła E., Kazak J. K., Młynarczyk K. Revitalization of Public Spaces in Cittaslow Towns: Recent Urban Redevelopment in Central Europe // 2021. Vol. 13, no. 5. Article 2564. doi: 10.3390/su13052564
  35. Bareicheva M. A., Kubina E. A., Daineko L. V. Redevelopment of the cultural heritage object (the case of the “Nurov’s Estate”) // SHS Web of Conferences. EDP Sciences. 2021. Vol. 128. Article 01014. doi: 10.1051/shsconf/202112801014
  36. Шалина Д. С., Степанова Н. Р. Реновация школ как условие повышения уровня образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. doi: 10.17513/spno.29484
  37. Daineko L. V., Goncharova N. V., Larionova V. A., Karavaeva N. M., Sheveleva A. E. Socio-Cultural Impact of Church Building in Russia (the Case of the Cathedral of Saint Martyr Catherine in Ekaterinburg) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 666, no. 6. Article 062082. doi: 10.1088/1755-1315/666/6/062082

Сведения об авторах

Natalia Mikhailovna Karavaeva, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); n.m.karavaeva@urfu.ru

Natalia Vadimovna Goncharova, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); n.v.goncharova@urfu.ru

Liudmila Vladimirovna Daineko, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Старший преподаватель кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); l.v.daineko@urfu.ru

Inna Igorevna Yurasova, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Старший преподаватель кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); i.i.iurasova@urfu.ru

Опубликована
2022-12-27
Как цитировать
KARAVAEVA, Natalia Mikhailovna et al. РЕДЕВЕЛОПМЕНТ И РЕКОНЦЕПЦИЯ ИЗБЫТОЧНОЙ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2022. Том 17. № 4. С. 453–473. doi: 10.17072/1994-9960-2022-4-453-473
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами