Совершенствование методического инструментария оценки эффективности межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации

  • Evgenij Vasil'evich Popov Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-5513-5020
  • Viktoriya L'vovna Simonova Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации http://orcid.org/0000-0003-2814-464X
  • Anna Dmitrievna Tikhonova Уральский государственный экономический университет http://orcid.org/0000-0002-7983-2832

Аннотация

Проблема формирования эффективных межфирменных взаимодействий в целях устойчивого развития отдельных экономических субъектов и их объединений требует создания особых инструментов и методов управления ими в условиях развития процессов цифровизации экономики в связи с повышением открытости экономических систем и усилением интенсивности развития сетей. Это обусловливает актуальность развития методики оценки межфирменных взаимодействий с целью повышения их эффективности в условиях цифровой трансформации социально-экономической системы. Цель исследования состоит в разработке методического инструментария оценки эффективности межфирменных взаимодействий на основе идентификации и анализа факторов, способствующих результативному использованию информационно-коммуникационных технологий. Основной идеей исследования выступает гипотеза о том, что модель эффективных межфирменных взаимодействий определяется тремя составляющими: стратегия взаимодействий; наличие ресурсов для создания межфирменных взаимодействий (информационно-коммуникационные технологии); управление ресурсами. Выполнен анализ подходов к оценке межфирменных взаимодействий с целью выделения ряда общих признаков и систематизации факторов, влияющих на их эффективность. Проведено анкетирование руководителей промышленных предприятий и установлены факторы заинтересованности экономических субъектов в развитии межфирменных взаимодействий: 1) снижение рисков контрактных обязательств; 2) повышение степени согласованности деятельности субъектов. Разработана многофакторная модель влияния факторов цифровизации на эффективность межфирменных взаимодействий, дополняющая теоретические методы описания воздействия цифровых технологий на отношения между организациями, реализация которой позволяет обеспечить их устойчивое экономическое развитие. Предложена матрица типов стратегий организаций в зависимости от уровня использования ими информационно-коммуникационных технологий, включающая описание стратегий вовлечения, информирования, мониторинга и интеграции. Полученные результаты позволили сделать вывод, что развитие информационно-коммуникационных ресурсов становится фундаментом для интеграционных процессов, а следовательно, ключевым фактором формирования и развития эффективных межфирменных взаимодействий в современной экономике. Перспективы исследования состоят в разработке инструментального и алгоритмизированного подхода к изучению стратегий поведения экономических субъектов для определения их положения в межфирменных взаимодействиях и разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействий фирм с учетом перспектив цифровизации.

Ключевые слова

межфирменные взаимодействия, цифровизация, цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, информационные сети, оценка эффективности, интеграционные процессы, стратегии развития.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00333.

Список литературы

1. Donthu N., Gustafsson A. Effects of COVID-19 on business and research // Journal of Business Research. 2020. Vol. 117. P. 284–289. doi: 10.1016/j.jbusres.2020.06.008.
2. Акбердина В.В. Трансформация промышленного комплекса России в условиях цифровизации экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19, № 3. С. 82−99. doi: 10.29141/2073-1019-2018-19-3-8.
3. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Инновационно-технологические матрицы и национальные стратегии экономического развития // Управленец. 2019. Т. 10, № 5. С. 9–19. doi: 10.29141/2218-5003-2019-10-5-2.
4. Song W. Regionalization, inter-regional cooperation and global governance // Asia Europe Journal. 2007. Vol. 5. Iss. 1. P. 67–82. doi: 10.1007/s10308-006-0094-y.
5. Никулина И.Е., Бурец Ю.С. Формирование межрегионального взаимодействия в сфере инновационной деятельности на основе диагностики разрывов инновационного процесса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-(77). С. 346–349.
6. Попова Ю.Ф. Капитал межфирменных отношений: понятие и методология измерения // Управленец. 2017. № 4 (68). С. 32–38.
7. Багиев Л.Г. Концептуальные основы формирования маркетинга взаимодействия в условиях развития рыночных сетей // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 271–275.
8. Добрышевская Л.Н., Кучерук В.А. Оценка эффективности сетевого взаимодействия компаний в регионе // Terra Economicus. 2012. Т. 10, № 3. С. 104–109.
9. Cainelli G., Montresor S., Marzetti G. Production and financial linkages in inter-firm networks: Structural variety, risk-sharing and resilience // Journal of Evolutionary Economics. 2012. Vol. 22. P. 711–734. doi: 10.1007/s00191-012-0280-6.
10. Cox B., Koelzer W. Email marketing? // Internet Marketing. Sydney: Pearson Education Australia Pty Ltd., 2004. P. 229–245.
11. Ford D., Gadde L., Hakansson H. Managing business relationships. Wiley: Chichester, UK, 1998. 252 p.
12. Мизякина О.Б. Междисциплинарный подход к анализу сетевых структур // Российское предпринимательство. 2013. № 12. С. 4–12.
13. Марков М.М. Современное предпринимательство как кооперация крупных, средних и малых предприятий // Проблемы современной экономики. 2007. № 2 (22). С.160–164.
14. Лапшин П.П., Хачатуров А.Е. Синергетический эффект при слияниях и поглощениях компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2. С. 21–30.
15. Костоусенко А.И. Процесс измерения эффективности взаимодействия предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2584 (дата обращения: 17.12.2019).
16. Ищенко С.М. Формы проявления эффекта синергии от слияния и поглощения компаний // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-3/6/6.htm (дата обращения: 17.12.2019).
17. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с.
18. Nikolaidis Y., Fouskas K., Carayannis E.G. Assisting regional policy by rapidly comparing enterprise innovation between regions // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2013. Vol. 2. doi: 10.1186/2192-5372-2-16.
19. Welfens P.J.J., Perret J.K. Information & communication technology and true real GDP: Economic analysis and findings for selected countries // International Economics and Economic Policy. 2014. Vol. 11. P. 5–27. doi: 10.1007/s10368-013-0261-8.
20. Anderson J.C., Narus J.A. Business marketing: Understand what customers value // Harvard Business Review. 1998. Vol. 33 (3). P. 95–114.
21. Hakansson H. Evolution processes in industrial networks: A new view of reality. London: Routledge, 1992.
22. Mohr J., Spekman R. Characteristics of partnership success: Partnership attributes, communication behavior, and conflict resolution techniques // Strategic Management Journal. 1994. Vol. 15 (2). P. 135–152.
23. Евстафьев Н.В. Механизм устойчивого взаимодействия фирм в процессе совместной деятельности // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2005. Т. 147, № 3. С. 72–81. doi: 10.26907/2541-7738.
24. Морган Р., Хант Д. Теория приверженности и доверия в маркетинге взаимоотношений // Российский журнал менеджмента. 2004. № 2. С. 73–110.
25. Трипузов М.Г. К вопросу о сущности категории «потенциал» // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 9. С. 217–220.
26. Попов Е.В., Симонова В.Л., Тихонова А.Д. Влияние цифровых технологий на координацию и снижение рисков межфирменных взаимодействий // Креативная экономика. 2021. Т. 15, № 6. С. 2399–2412. doi: 10.18334/ce.15.6.112200.

Сведения об авторах

Evgenij Vasil'evich Popov, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Евгений Васильевич Попов – член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, доктор физико-математических наук, профессор, директор Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66; e-mail: epopov@mail.ru).

Viktoriya L'vovna Simonova, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Виктория Львовна Симонова – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66; e-mail: vlsimonova1409@gmail.com).

Anna Dmitrievna Tikhonova, Уральский государственный экономический университет

Анна Дмитриевна Тихонова – старший преподаватель кафедры экономики предприятий, Уральский государственный экономический университет (Россия, 620114, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62; e-mail: yami513@mail.ru).

Опубликована
2021-10-29
Как цитировать
Popov E.V., Simonova V.L., Tikhonova A.D. Совершенствование методического инструментария оценки эффективности межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2021. Том 16. № 3. С. 276-290. doi: 10.17072/1994-9960-2021-3-276-290
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами