Предпринимательство: природа, содержание и сущность

Аннотация

В настоящее время предпринимательству уделяется особое внимание в связи с тем, что в нем стало принято видеть фактически бесплатный и неограниченный фактор экономического роста. Между тем вопрос о его природе, содержании и сущности так и остается нерешенным. Это ведет не только к неправильному пониманию работы механизма предпринимательства и особенностей поведения предпринимателей, но и к ошибкам в экономической политике в отношении предпринимательства, в частности, связанным с завышенными ожиданиями относительно ориентации предпринимателей на решение общественных задач. Проблема усугубляется еще и тем, что в научной литературе постулируется как минимум три подхода к его анализу: как экономической категории, как метода хозяйствования и как типа экономического мышления. Каждый из них имеет право на существование в силу многогранности самого явления – предпринимательства. Задачей настоящей статьи является исследование предпринимательства как экономической категории. Это обусловлено тем, что два других аспекта анализа могут быть правильно освещены только в том случае, если опираются на подлинную природу явления. Основываясь на принципах системно-эволюционного подхода, автор показывает неразрывную связь предпринимательства с развитием обмена и рыночного хозяйства. При этом обосновано положение о том, что многообразие трактовок предпринимательства является следствием не только эволюции самого предпринимательства, но и применения неверной методологии его анализа. Новизна подхода заключается в том, что в статье предпринимательство исследовано в качестве особого типа хозяйственного поведения. На этом основании сделан обоснованный вывод о том, что содержание предпринимательства состоит в завоевании конкурентных преимуществ, а его сущность – в «ненасильственном приобретательстве», то есть приумножении собственности посредством осуществления рыночных операций. Понимание природы предпринимательства как результата развития процесса обмена и одновременно генератора рыночных изменений создает плодотворные перспективы для исследований в области эволюции форм обмена, а также форм и методов осуществления предпринимательства.

Ключевые слова

предпринимательство, теория предпринимательства, трактовки предпринимательства, природа предпринимательства, содержание предпринимательства, сущность предпринимательства, носитель предпринимательства, системно-эволюционный подход, новаторство, новатор.

Список литературы

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 672 с.
2. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993. 488 с.
3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. 687 с.
4. Dejardin M. Entrepreneurship and economic growth: an obvious conjunction? An Introductive Survey to Specific Topics. November 2000. URL: https://econwpa.ub.uni-muenchen.de/econ-wp/dev/papers/0110/0110010.pdf (дата обращения: 15.06.2021).
5. Naude W. Entrepreneurship in economic development. Research Paper № 2008/20. March 2008. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/6379935.pdf (15.06.2021).
6. Lazonick W. Entrepreneurial ventures and the developmental state. Lessons from the advanced economies. UN University. World Institution for development economics research Discussion Paper № 2008/01. 44 p.
7. Грахов А.А., Грахова Е.А. Сущность, формы и сферы предпринимательства в России ХХI века // Вестник науки Сибири. 2017. № 2 (25). С. 80–93.
8. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Челябинск: Социум. 2010. 272 с.
9. Кларк Д.Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992. 368 с.
10. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с.
11. Рейнольдс П.Д. Исследование создания предприятий: выявление причин возникновения новых компаний // Доклады к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: пер. с англ.; Москва, 1–4 апр. 2014 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 36 с.
12. Fayolle A. Entrepreneurship and new value creation. The Dynamic of the entrepreneurial process. Cambridge. University press, 2007. 247 p. doi: 10.1017/CBO9780511488689.
13. Narrative and discursive approaches in entrepreneurship. A second movements in entrepreneurship book / Ed. by D. Hjorth, C. Steyaert. Edward Elgar Publishing Limited, 2004. 328 p.
14. Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11, № 2. С. 51–60.
15. Рубин Ю. Основы предпринимательства. М.: ИД «Синергия», 2020. 518 с.
16. Маркс К. Капитал. Т. I. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. М.: Политиздат, 1961. 907 с.
17. Извеков А.И., Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Свобода как основополагающий принцип культуры предпринимательства // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20, № 4. С. 873–890. doi: 10.18334/rp.20.4.40533.
18. Новая технология и организационные структуры / под ред. Й. Пиннингса, А. Бьюитандама. М.: Экономика, 1990. 268 с.
19. Беляева Т.В., Богатырева К.А. Национальная культура и предпринимательство: обзор литературы и направления будущих исследований // Российский журнал менеджмента. 2018. № 16 (2). С. 273–294. doi: 10.21638/spbu18.2018.206.
20. Штайльманн К. Новая философия бизнеса. М.; Берлин, 1998. Т. II. 390 с.
21. Baumol W.J. Entrepreneurship: Productive, unproductive, and destructive // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98, № 5, Part 1. P. 893–921.
22. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. 496 с.
23. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 440 с.
24. Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 40–54.
25. Современная экономическая мысль / под ред. С. Вайнтрауба. М.: Прогресс, 1981. 816 с.
26. Целищев И. Японская фирма на пути к новой модели // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2001. № 9. С. 81–89.
27. Перфильев С.В., Авилкина С.В. К вопросу об определении понятия «предпринимательская среда» // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20, № 2. С. 559–574. doi: 10.18334/rp.20.2.39964.
28. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. М.: Наука/Интерпериодика, 1999. 280 с.
29. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 574 с.
30. Аузан А. Собственность и предпринимательство // Экономическая газета. 1989. № 31.

Сведения об авторе

Yury Vasilievich Taranukha, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Юрий Васильевич Тарануха – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры политической экономии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46; e-mail: Yu.taranukha@mail.ru).

Опубликована
2021-10-29
Как цитировать
Taranukha Y.V. Предпринимательство: природа, содержание и сущность // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2021. Том 16. № 3. С. 223-237. doi: 10.17072/1994-9960-2021-3-223-237
Раздел
Экономическая теория