Модель оценки и нивелирования проблем «шокового» перехода на дистанционное обучение в современном вузе

Аннотация

Сложившаяся эпидемическая ситуация в России и мире, вызванная распространением коронавирусной инфекции, потребовала принятия оперативных решений по устранению последствий пандемии во всех секторах экономической деятельности. Одним из эффективных решений указанной проблемы стала изоляция населения от взаимных контактов. В этих условиях возникла необходимость внезапного перехода образовательных учреждений к дистанционной форме обучения. Спектр выявленных проблем, с которыми столкнулись все участники дистанционного образовательного процесса, оказался достаточно широк, что обусловливает актуальность разработки эффективных мероприятий преодоления сложностей организации учебного процесса в дистанционном формате. Статья посвящена исследованию процессов, протекающих при внезапном переходе образовательной среды вуза на дистанционный формат обучения, построению рейтинговой модели оценки важных для студентов проблем, возникших при переходе на дистанционный формат обучения, и разработке направлений решения установленных проблем. Целью исследования является идентификация проблем, возникших при переходе на дистанционный формат обучения у студентов вузов, и разработка организационно-управленческого механизма их нивелирования. Информационной базой исследования послужили вторичный анализ данных, полученных Всероссийским центром изучения общественного мнения, и результаты авторского опроса студентов направления «Экономика» Института экономики и управления Пензенского государственного университета. Методы исследования включали сравнительный и частотный анализы с использованием компьютерной среды SPSS. Научная новизна работы заключается в следующем: 1) сформирована рейтинговая оценка проблем, возникающих при переводе учебного процесса вуза на дистанционный формат обучения в условиях «шокового» перехода, связанного с форс-мажорными обстоятельствами, вызванными распространением коронавирусной инфекции; 2) определены степень удовлетворенности студентов вузов дистанционным обучением и готовность студентов к применению технологических инструментов дистанционного обучения, а также возможности электронно-образовательной среды на базе платформы Moodle при использовании ее в формате дистанционного обучения. Достоверность полученных выводов и рекомендаций подтверждается статистической обработкой результатов исследования с использованием непараметрических критериев. Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-управленческого механизма преодоления проблем перехода на дистанционный формат обучения образовательной среды вуза, включающего социальную и информационную сферы и позволяющего сократить время перехода на дистанционный формат обучения, а также учесть интересы и степень готовности преподавательского состава и студентов. Направлением дальнейших исследований является отслеживание остроты выявленных проблем в динамике с временным лагом в один семестр.

Ключевые слова

социальная среда вуза, информационная среда вуза, контактное обучение, дистанционное обучение, информационные технологии в образовании, факторный анализ, организационно-управленческий механизм.

Список литературы

1. Goncalves S.P., Sousa M.J., Pereira F.S. Distance learning perceptions from higher education students – the case of Portugal // Education Sciences. 2020. № 10 (12). P. 1–15. doi: 10.3390/educsci10120374.
2. Zaccoletti S., Camacho A., Correia N., Aguiar C., Mason L., Alves R.A., Daniel J.R. Parents’ perceptions of student academic motivation during the COVID-19 lockdown: A cross-country comparison // Frontiers in Psychology. 2020. № 11. doi: 10.3389/fpsyg.2020.592670.
3. Ferraro F.V., Ambra F.I., Aruta L., Iavarone M.L. Distance learning in the COVID-19 era: Perceptions in Southern Italy // Education Sciences. 2020. № 10 (12). P. 1–10. doi: 10.3390/educsci10120355.
4. Izagirre-Olaizola J., Morandeira-Arca J. Business management teaching–learning processes in times of pandemic: Flipped classroom at a distance // Sustainability. 2020. № 12 (23). P. 1–18. doi: 10.3390/su122310137.
5. de Jonge E., Kloppenburg R., Hendriks P. The impact of the COVID-19 pandemic on social work education and practice in the Netherlands // Social Work Education. 2020. Vol. 39, № 8. P. 1027–1036. doi: 10.1080/02615479.2020.1823363.
6. Bao W. COVID-19 and online teaching in higher education: A case study of Peking University // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2, № 2. P. 113–115. doi: 10.1002/hbe2.191.
7. Cameron-Standerford A., Menard K., Edge C., Bergh B., Shayter A., Smith K., VandenAvond L. The phenomenon of moving to Online/Distance delivery as a result of COVID-19: Exploring initial perceptions of higher education faculty at a rural midwestern university // Frontiers in Education. 2020. № 5. doi: 10.3389/feduc.2020.583881.
8. Смирнова А.С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2020. № 4 (41). С. 93–100. doi: 10.24412/2227-1384-2020-4-93-100.
9. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Актуальные проблемы дистанционного обучения // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 304–307. doi: 10.24411/2073-3305-2020-10264.
10. Садыкова Р.Х. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Концепт. 2020. № 9. С. 41–56. doi: 10.24411/2304-120X-2020-11063.
11. Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 48. С. 89–102. doi: 10.32744/pse.2020.6.8. doi:10.32744/PSE.2020.6.8.
12. Crawford J., Butler-Henderson K., Rudolph J., Malkawi B., Glowatz M., Burton R., Magni P., Lam S. COVID-19: 20 countries’ higher education intra-period digital pedagogy responses // Journal of Applied Learning and Teaching. 2020. Vol. 3, № 1. P. 1–20. doi: 10.37074/jalt.2020.3.1.7.
13. Rahmah A., Sukmasetya P., Romadhon M.S., Adriansyah A.R. Developing distance learning monitoring dashboard with Google sheet: An approach for flexible and low-price solution in pandemic era // 2020 International Conference on ICT for Smart Society (ICISS), 19–20 Nov., 2020. doi: 10.1109/ICISS50791.2020.9307558.
14. Gardanova Z., Ponkratov V., Kuznetsov N., Nikitina N., Dudnik O., Latypova E., Shcherbatykh S. A model for optimizing the structure of teaching techniques for distance learning in the Russian higher education system // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. № 6 (4). P. 1–21. doi: 10.3390/joitmc6040147.
15. Okada A., Sheehy K. Factors and recommendations to support students’ enjoyment of online learning with fun: A mixed method study during COVID-19 // Frontiers in Education. 2020. № 5. doi: 10.3389/feduc.2020.584351.
16. Mathew V.N., Chung E. University students’ perspectives on open and distance learning (ODL) implementation amidst COVID-19 // Asian Journal of University Education. 2020. № 16 (4). P. 152–160. doi: 10.24191/ajue.v16i4.11964.
17. Lee K., Fanguy M., Lu X.S., Bligh B. Student learning during COVID-19: It was not as bad as we feared // Distance Education. 2021. Vol. 42, Iss. 1. P. 164–172. doi: 10.1080/01587919.2020.1869529.
18. Naidu S. Building resilience in education systems post-COVID-19 // Distance Education. 2021. Vol. 42, Iss. 1. Р. 1–4. doi: 10.1080/01587919.2021.1885092.
19. Li C., Lalani F. The COVID-19 pandemic has changed education forever. This is how. The World Economic Forum. 2020. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning/ (дата обращения: 05.02.2021).
20. Fidalgo P., Thormann J., Kulyk O., Lencastre J.A. Students’ perceptions on distance education: A multinational study // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. Vol. 17. doi: 10.1186/s41239-020-00194-2.
21. Adedoyin O.B., Soykan E. Covid-19 pandemic and online learning: The challenges and opportunities // Interactive Learning Environments. 2020. № 28. doi: 10.1080/10494820.2020.1813180.
22. Гржибовский А.М. Анализ номинальных данных (независимые наблюдения) // Экология человека 2008. № 6. С. 58–68.

Сведения об авторах

Oleg Sergeevich Koshevoy, Пензенский государственный университет

Олег Сергеевич Кошевой – доктор технических наук, профессор кафедры экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40; e-mail: olaa1@yandex.ru).

Irina Gennadievna Khokhlova, Пензенский государственный университет

Ирина Геннадьевна Хохлова – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40; e-mail: irina_khokhlova@inbox.ru).

Svetlana Vadimovna Dudkina, АО «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт»

Светлана Вадимовна Дудкина – экономист финансового отдела, АО «Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт» (Россия, 40000, г. Пенза, ул. Советская, 9; e-mail: sveta.dudkina.2012@mail.ru).

Опубликована
2021-10-29
Как цитировать
Koshevoy O.S., Khokhlova I.G., Dudkina S.V. Модель оценки и нивелирования проблем «шокового» перехода на дистанционное обучение в современном вузе // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2021. Том 16. № 3. С. 303-321. doi: 10.17072/1994-9960-2021-3-303-321
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами