Партнерство крупного и малого бизнеса в стратегии развития промышленно развитого региона

  • Gennadiy Alexandrovich Gershanok Пермский национальный исследовательский политехнический университет
  • Dmitriy Gennadyevich Shishkin Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Аннотация

В современный период крупный бизнес, имеющий преимущественно форму транснациональных и национальных корпораций, является основой современной мировой и российской экономики, доминируя в международной торговле, наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях. Однако крупный бизнес не обладает подвижностью, не способен быстро реагировать на турбулентность окружающей среды. В свою очередь, малый бизнес способен быстро реагировать на изменения внешней среды, но не обладает устойчивостью к возмущениям внешней среды, что делает его уязвимым для рыночных вызовов. Следовательно, интеграция крупного и малого бизнеса будет полезна для обеих сторон. Формы такой интеграции могут быть различными, и в каждой из них будут присутствовать синергетический и комплементарный эффекты. Анализ динамики развития промышленности Пермского края по секторам (топливная и химическая отрасль, машиностроение, сельское хозяйство, строительный и транспортный комплексы) позволяет сделать вывод о том, что экономика региона, ориентированная на крупный бизнес, переживает спад. Интеграция малого предпринимательства с крупным бизнесом даст комплементарный и синергетический эффекты, что позволит реализовать мобилизационную стратегию развития Пермского края, направленную на активизацию инвестиционной, инновационной и модернизационной составляющих развития производственно-экономического комплекса региона. Представленная структура малого бизнеса свидетельствует о возможности такой интеграции.

Ключевые слова

предпринимательство, малый бизнес, структура малого предпринимательства, промышленность, промышленно развитый регион, взаимодействие крупного и малого бизнеса, стратегия развития региона, синергетический эффект, комплементарный эффект, интеграция.

Список литературы

1. Зверев В.В., Ганжа И.В. Инфор-мационная инфраструктура предпринима-тельства: теория и практика развития. Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2009. 200 с.
2. Набиев Р.А., Тактаров Г.А. Развитие систем взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2011. №2. С. 95–100.
3. Никонова О.Е. Взаимодействие крупного и малого бизнеса как фактор инно-вационного развития экономики: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Йошкар-Ола, 2009. 25 с.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа. Информационно-аналитический доклад. Н. Новгород, 2012. URL: www.pfo.ru/?id=54885 (дата обращения: 04.10.2015).
5. Статистический ежегодник Пермского края 2014. Статистический сбор-ник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 2014. 444 с.
6. Численность населения Пермского края. Официальные данные Пермьстата. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ro
sstat_ts/permstat/ resources/a76a2d004c8a5142a
b54bb915ce0328a/01.doc (дата обращения: 12.09.2015).
7. Birch D.L. Who Creates Jobs? // The Public Interest. 1981. Vol. 65. P. 62–82.
8. Bruederl J., Preisendoerfer P. Net-work Support and the Success of Newly Founded Businesses // Small Business Economics. 1998. Vol. 10(3). P. 213–225.
9. FitzRoy F.R., Kornelkius K. Firm Size, Growth and Innovation: Some Evidence from West Germany // Innovation and Techno-logical Change: An International Comparizion. L.: Harvester Wheatsheaf, 1991. P. 152–159.
10. Geroski P.A. What Do We Know About Entry // International Journal of Industrial Organization. 1995. Vol. 13(4). P. 421–440.
11. Milgrom P., Roberts J. The Eco-nomics of Modern Manufacturing: Technology, Strategy, and Organization // The American Economic Review. June 1990. Vol. 80, №3. P. 511–528.
12. Weigand J., Audretsch D.B. Does Science Make a Difference? Investment, Finance and Corporate Governance in German Industries. L.: Research Fellow, Centre for Economic Policy Research (CEPR), 1998. URL: ftp://ftp.zew.
de/pub/zew-docs/finsci/wei_aud3.pdf (дата обращения: 12.09.2015).

Сведения об авторах

Gennadiy Alexandrovich Gershanok, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Г.А. Гершанок, докт. экон. наук, профессор, профессор кафедры менеджмента
и маркетинга
Электронный адрес: gager2@yandex.ru
Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-т, 29

Dmitriy Gennadyevich Shishkin, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Д.Г. Шишкин, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Электронный адрес:dgshishkin@yandex.ru
Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-т, 29

Опубликована
2019-05-16
Как цитировать
Gershanok G.A., Shishkin D.G. Партнерство крупного и малого бизнеса в стратегии развития промышленно развитого региона // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2016. Том 4. № 31. С. 140-149. doi: 10.17072/1994-9960-2016-4-140-149
Раздел
Региональная экономика