Об интеграции B2B-маркетплейсов в стандарт MRP-2

Авторы

  • Денис Андреевич Третьяков
    Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Виталий Анатольевич Семёнов
    Пермский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2025-3-231-245

Аннотация

Введение. В статье рассматривается оптимизация управления закупками в информационных системах класса ERP на основе B2B электронной коммерции. Освещается текущее состояние интеграции ERP-систем и B2B-платформ в России и мире, актуальность автоматизации закупочных процессов для среднего и крупного бизнеса. Объектом исследования является процесс закупок, включающий такие этапы, как определение и описание потребности, выбор поставщиков, согласование и подписание договоров, отслеживание исполнения заказа.

Цель. Улучшение закупочных процессов и взаимодействия с поставщиками путем интеграции B2B-платформ (маркетплейсов) в системы класса ERP, разработка предложений по изменению стандартов Material Requirements Planning (MRP-2).

Материалы и методы. Использованы методы анализа и моделирования бизнес-процессов, в том числе с применением схем BPMN. Моделирование бизнес-процессов позволяет визуализировать предложенные изменения в системе управления закупками, что способствует улучшению их эффективности и сокращению времени на выполнение ключевых операций. Исследуются возможности внедрения маркетплейса для автоматизации работы с поставщиками и интеграции через Application Programming Interfaces (API).

Результаты. Разработана архитектура системы, описаны бизнес-процессы B2B-маркетплейса и сформированы предложения по изменениям в стандарте MRP-2, направленные на оптимизацию взаимодействия с поставщиками, повышение гибкости и прозрачности процессов.

Выводы. Полученные результаты значимы для предприятий, стремящихся повысить эффективность закупок и улучшить управление цепями поставок.

Ключевые слова: MRP-2, ERP, B2B, маркетплейс, электронная коммерция, 1C

Для цитирования

Третьяков Д. А., Семёнов В. А. Об интеграции B2B-маркетплейсов в стандарт MRP-2 // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2025. Т. 20, № 3. С. 231–245. DOI 10.17072/1994-9960-2025-3-231-245. EDN TSHULL

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Интернет-торговля в России 2024: маркетинговое исследование // Data Insight. 03.05.2024. 147 с. URL: https://clck.ru/3PCpFC (дата обращения: 03.12.2024).
  2. Брагин Л. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Современные тенденции и перспективы развития рынка интернет-торговли // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 2, № 2 (143). С. 157–166. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2024.02.02.017. EDN UGBGDR
  3. Головенчик Г. Г. Сущность, классификация и особенности электронной коммерции // Наука и инновации. 2020. № 5 (207). С. 49–56. EDN EABGLU
  4. Retail Ecommerce Sales Worldwide, 2021–2027 // eMarketer. 06.2023. URL: https://clck.ru/3NHGG4 (дата обращения: 11.05.2025).
  5. Brohan M. Amazon Business still dominates B2B marketplace industry // Digital Commerce 360. Oct 29, 2024. URL: https://clck.ru/3NHGVe (дата обращения: 11.05.2025).
  6. Иншакова Е. И. Развитие старопромышленных регионов России: фактор цифровизации торговли // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики и финансов: сб. науч. тр. 7-й Всерос. науч.-практ. конф. (Курск, 13–14 мая 2021 г.). Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2021. С. 110–115. DOI 10.47581/2021/PS89/1.025. EDN ZUVVHQ.
  7. Гаврилов Д. Управление производством на базе стандартов MRP II. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 350 с.
  8. Банзекуливахо Ж. М. Эффективность управления закупками с помощью прикладной программы «1С: Предприятие. Управление торговлей» в цепях поставок // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2014. № 14. С. 146–150. EDN TYIDMN
  9. Кирышева В. А. Моделирование и оценка бизнес-процессов системы закупок в вузе // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 41. С. 534–546. EDN PKZXDJ
  10. Гусев С. С. Исследование и разработка проекта процессной информационной системы управления цепями поставок (SCM) (на примере бизнес-процесса «Закупка товарно-материальных ценностей» в ООО «Стройтехмонтаж»): монография. Красноярск: НИЦ, 2022. 244 с. DOI 10.12731/978-5-907208-83-4. EDN AVLKHQ.
  11. Воронова О. В., Ильин И. В., Ильяшенко О. Ю. Формирование архитектуры данных сетевых компаний FMCG-ритейла на основе моделирования основных бизнес-процессов (на примере бизнес-процесса «Закупка») // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6 (120). С. 105–115. EDN HROIRS
  12. Глушкова Н. А., Сизова О. В. Повышение эффективности управления предприятием путем внедрения автоматизированных систем финансовой и закупочной деятельности и единого корпоративного казначейства // Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2022. № 50. С. 8–15. EDN AIGBEZ
  13. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Точка, 2018. 400 с.
  14. Орлов А. И. Бережливое производство: оптимизация запасов и управление качеством // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2022. № 184. С. 164–177. DOI 10.21515/1990-4665-184-015. EDN BXAKAQ
  15. Hugos M. H. Essentials of supply chain management. 4th edition. John Wiley & Sons, Inc., 2018. 356 p. DOI 10.1002/9781119464495
  16. Christopher M. Logistics & Supply Chain Management. 4th edition. Harlow: Financial Times Prentice Hall, 2011. 276 p.
  17. Фомин В. В., Фомина И. К., Провенза А. Ю., Ефремова В. М. Повышение эффективности работы менеджера маркетплейса при интеграции системы маркировки «Честный знак» и платформы «1С: Предприятие 8» // Актуальные проблемы экономики и управления. 2024. № 2 (42). С. 47–55. EDN JOTLOQ
  18. Красиков В. Е. Обзор основных характеристик и проблем при интеграции информационных систем // Вопросы науки и образования. 2020. № 15 (99). С. 9–30. EDN NOGJFC
  19. Янаева М. В., Керопова А. С., Харченко А. С. Методы и подходы к интеграции данных, проблемы интеграции информационных систем // Оригинальные исследования. 2022. Т. 12. № 8. С. 38–46. EDN OQZYSW
  20. Мырзабек У. У. Как можно реформировать и сделать процесс закупок в крупных компаниях эффективнее // Национальная ассоциация ученых. 2023. № 95-2. С. 37–39. DOI 10.31618/NAS.2413-5291.2023.2.95.816. EDN TDZOOB
  21. Романенко М. И., Барсегян К. В. Развитие электронной коммерции в B2B и B2C сегментах // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2024. № 4 (53). С. 28–36. EDN BLBIRC
  22. Кушникова Е. А. Перспективы внедрения Data-driven подхода для работы с большими данными (Big Data) и искусственного интеллекта (AI) в E-commerce на примере предприятия малого и среднего бизнеса // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 2, № 6 (147). С. 100–109. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2024.06.02.011. EDN BOJSZW
  23. Осипов Я. В. Концепция корпоративного маркетплейса промышленного предприятия // Корпоративная экономика. 2022. № 2 (30). С. 14–25. EDN SOUMVQ
  24. Соловей М. В., Швецова Т. Ф. Обзор современных информационных технологий в онлайн торговле // Балтийский морской форум: материалы X Междунар. Балтийского морского форума (Калининград, 26 сентября – 01 октября 2022 г.): в 7 т. Т. 6. Калининград: Калининградский гос. техн. ун-т, 2022. С. 251–256. EDN QFLALR
  25. Кулаков М. И. Теоретические аспекты использования маркетплейсов в продвижении бизнеса и экспортной деятельности // Экономика и управление. 2023. Т. 29, № 10. С. 1247–1253. DOI 10.35854/1998-1627-2023-10-1247-1253. EDN SGORBP
  26. Кулаков И. А., Кулакова Л. О. Возможности и преимущества интеграции корпоративных информационных систем в маркетплейсы // Экономика и управление: социальный, экономический и инженерный аспекты: сб. науч. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Брест, 25–26 ноября 2021 г.). Брест: Брестский гос. техн. ун-т, 2021. С. 14–21. EDN NIMBCQ
  27. Иванова Е. А., Глызина М. П. Цифровая трансформация бизнес-процессов маркетплейсов как направление совершенствования онлайн торговли // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 10-2. С. 258–264. DOI 10.17513/vaael.2457. EDN XOINYQ
  28. Стряпунина Н. И. Реализация интеграции разнородных информационных ресурсов в корпоративной информационной системе 1С:ERP // Образование, технологии и общество на смене эпох: материалы ХХ междунар. конгресса с элементами науч. школы для молодых ученых (Москва, 28–29 марта 2024 г.): в 2 т. T. 1. М.: Московский ун-т им. С. Ю. Витте, 2024. С. 388–396. EDN ITJHEU
Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Денис Андреевич Третьяков, Пермский государственный национальный исследовательский университет

    Аспирант кафедры «Радиоэлектроника и защита информации», направление «Системный анализ, управление и обработка информации, статистика»; frrait98@gmail.com

  • Виталий Анатольевич Семёнов, Пермский государственный национальный исследовательский университет

    Доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры «Радиоэлектроника и защита информации»; semenov@psu.ru

Загрузки

Опубликован

30.09.2025

Выпуск

Раздел

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике