Об интеграции B2B-маркетплейсов в стандарт MRP-2
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2025-3-231-245Аннотация
Введение. В статье рассматривается оптимизация управления закупками в информационных системах класса ERP на основе B2B электронной коммерции. Освещается текущее состояние интеграции ERP-систем и B2B-платформ в России и мире, актуальность автоматизации закупочных процессов для среднего и крупного бизнеса. Объектом исследования является процесс закупок, включающий такие этапы, как определение и описание потребности, выбор поставщиков, согласование и подписание договоров, отслеживание исполнения заказа.
Цель. Улучшение закупочных процессов и взаимодействия с поставщиками путем интеграции B2B-платформ (маркетплейсов) в системы класса ERP, разработка предложений по изменению стандартов Material Requirements Planning (MRP-2).
Материалы и методы. Использованы методы анализа и моделирования бизнес-процессов, в том числе с применением схем BPMN. Моделирование бизнес-процессов позволяет визуализировать предложенные изменения в системе управления закупками, что способствует улучшению их эффективности и сокращению времени на выполнение ключевых операций. Исследуются возможности внедрения маркетплейса для автоматизации работы с поставщиками и интеграции через Application Programming Interfaces (API).
Результаты. Разработана архитектура системы, описаны бизнес-процессы B2B-маркетплейса и сформированы предложения по изменениям в стандарте MRP-2, направленные на оптимизацию взаимодействия с поставщиками, повышение гибкости и прозрачности процессов.
Выводы. Полученные результаты значимы для предприятий, стремящихся повысить эффективность закупок и улучшить управление цепями поставок.
Ключевые слова: MRP-2, ERP, B2B, маркетплейс, электронная коммерция, 1C
Для цитирования
Третьяков Д. А., Семёнов В. А. Об интеграции B2B-маркетплейсов в стандарт MRP-2 // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2025. Т. 20, № 3. С. 231–245. DOI 10.17072/1994-9960-2025-3-231-245. EDN TSHULL
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Интернет-торговля в России 2024: маркетинговое исследование // Data Insight. 03.05.2024. 147 с. URL: https://clck.ru/3PCpFC (дата обращения: 03.12.2024).
- Брагин Л. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Современные тенденции и перспективы развития рынка интернет-торговли // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 2, № 2 (143). С. 157–166. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2024.02.02.017. EDN UGBGDR
- Головенчик Г. Г. Сущность, классификация и особенности электронной коммерции // Наука и инновации. 2020. № 5 (207). С. 49–56. EDN EABGLU
- Retail Ecommerce Sales Worldwide, 2021–2027 // eMarketer. 06.2023. URL: https://clck.ru/3NHGG4 (дата обращения: 11.05.2025).
- Brohan M. Amazon Business still dominates B2B marketplace industry // Digital Commerce 360. Oct 29, 2024. URL: https://clck.ru/3NHGVe (дата обращения: 11.05.2025).
- Иншакова Е. И. Развитие старопромышленных регионов России: фактор цифровизации торговли // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики и финансов: сб. науч. тр. 7-й Всерос. науч.-практ. конф. (Курск, 13–14 мая 2021 г.). Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2021. С. 110–115. DOI 10.47581/2021/PS89/1.025. EDN ZUVVHQ.
- Гаврилов Д. Управление производством на базе стандартов MRP II. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 350 с.
- Банзекуливахо Ж. М. Эффективность управления закупками с помощью прикладной программы «1С: Предприятие. Управление торговлей» в цепях поставок // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2014. № 14. С. 146–150. EDN TYIDMN
- Кирышева В. А. Моделирование и оценка бизнес-процессов системы закупок в вузе // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 41. С. 534–546. EDN PKZXDJ
- Гусев С. С. Исследование и разработка проекта процессной информационной системы управления цепями поставок (SCM) (на примере бизнес-процесса «Закупка товарно-материальных ценностей» в ООО «Стройтехмонтаж»): монография. Красноярск: НИЦ, 2022. 244 с. DOI 10.12731/978-5-907208-83-4. EDN AVLKHQ.
- Воронова О. В., Ильин И. В., Ильяшенко О. Ю. Формирование архитектуры данных сетевых компаний FMCG-ритейла на основе моделирования основных бизнес-процессов (на примере бизнес-процесса «Закупка») // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6 (120). С. 105–115. EDN HROIRS
- Глушкова Н. А., Сизова О. В. Повышение эффективности управления предприятием путем внедрения автоматизированных систем финансовой и закупочной деятельности и единого корпоративного казначейства // Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2022. № 50. С. 8–15. EDN AIGBEZ
- Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Точка, 2018. 400 с.
- Орлов А. И. Бережливое производство: оптимизация запасов и управление качеством // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2022. № 184. С. 164–177. DOI 10.21515/1990-4665-184-015. EDN BXAKAQ
- Hugos M. H. Essentials of supply chain management. 4th edition. John Wiley & Sons, Inc., 2018. 356 p. DOI 10.1002/9781119464495
- Christopher M. Logistics & Supply Chain Management. 4th edition. Harlow: Financial Times Prentice Hall, 2011. 276 p.
- Фомин В. В., Фомина И. К., Провенза А. Ю., Ефремова В. М. Повышение эффективности работы менеджера маркетплейса при интеграции системы маркировки «Честный знак» и платформы «1С: Предприятие 8» // Актуальные проблемы экономики и управления. 2024. № 2 (42). С. 47–55. EDN JOTLOQ
- Красиков В. Е. Обзор основных характеристик и проблем при интеграции информационных систем // Вопросы науки и образования. 2020. № 15 (99). С. 9–30. EDN NOGJFC
- Янаева М. В., Керопова А. С., Харченко А. С. Методы и подходы к интеграции данных, проблемы интеграции информационных систем // Оригинальные исследования. 2022. Т. 12. № 8. С. 38–46. EDN OQZYSW
- Мырзабек У. У. Как можно реформировать и сделать процесс закупок в крупных компаниях эффективнее // Национальная ассоциация ученых. 2023. № 95-2. С. 37–39. DOI 10.31618/NAS.2413-5291.2023.2.95.816. EDN TDZOOB
- Романенко М. И., Барсегян К. В. Развитие электронной коммерции в B2B и B2C сегментах // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2024. № 4 (53). С. 28–36. EDN BLBIRC
- Кушникова Е. А. Перспективы внедрения Data-driven подхода для работы с большими данными (Big Data) и искусственного интеллекта (AI) в E-commerce на примере предприятия малого и среднего бизнеса // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 2, № 6 (147). С. 100–109. DOI 10.36871/ek.up.p.r.2024.06.02.011. EDN BOJSZW
- Осипов Я. В. Концепция корпоративного маркетплейса промышленного предприятия // Корпоративная экономика. 2022. № 2 (30). С. 14–25. EDN SOUMVQ
- Соловей М. В., Швецова Т. Ф. Обзор современных информационных технологий в онлайн торговле // Балтийский морской форум: материалы X Междунар. Балтийского морского форума (Калининград, 26 сентября – 01 октября 2022 г.): в 7 т. Т. 6. Калининград: Калининградский гос. техн. ун-т, 2022. С. 251–256. EDN QFLALR
- Кулаков М. И. Теоретические аспекты использования маркетплейсов в продвижении бизнеса и экспортной деятельности // Экономика и управление. 2023. Т. 29, № 10. С. 1247–1253. DOI 10.35854/1998-1627-2023-10-1247-1253. EDN SGORBP
- Кулаков И. А., Кулакова Л. О. Возможности и преимущества интеграции корпоративных информационных систем в маркетплейсы // Экономика и управление: социальный, экономический и инженерный аспекты: сб. науч. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Брест, 25–26 ноября 2021 г.). Брест: Брестский гос. техн. ун-т, 2021. С. 14–21. EDN NIMBCQ
- Иванова Е. А., Глызина М. П. Цифровая трансформация бизнес-процессов маркетплейсов как направление совершенствования онлайн торговли // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 10-2. С. 258–264. DOI 10.17513/vaael.2457. EDN XOINYQ
- Стряпунина Н. И. Реализация интеграции разнородных информационных ресурсов в корпоративной информационной системе 1С:ERP // Образование, технологии и общество на смене эпох: материалы ХХ междунар. конгресса с элементами науч. школы для молодых ученых (Москва, 28–29 марта 2024 г.): в 2 т. T. 1. М.: Московский ун-т им. С. Ю. Витте, 2024. С. 388–396. EDN ITJHEU
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.