Методика анализа стратегий реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования как составляющая адаптивного маркетинга

Авторы

  • Ольга Сергеевна Харитонова
    Луганский государственный университет им. Владимира Даля

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2025-2-215-225

Аннотация

Введение. В современных условиях функционирования новых регионов Российской Федерации (Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика, Запорожская и Херсонская области) необходимо выстраивать кардинально новые процессы адаптации образовательных организаций к российскому правовому полю. В научных исследованиях не учитываются внутренняя составляющая организации и динамические процессы запроса целевой аудитории на соответствующие образовательные программы, в частности в системе дополнительного профессионального образования. Образовательной организации важно анализировать современные тенденции и вырабатывать рекомендации по созданию гибкой маркетинговой модели, реагирующей на изменения спроса, конкурентной среды и технологических инноваций. Цель. Обосновать основные этапы анализа применяемых стратегий реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования как основы адаптивного маркетинга. Материалы и методы. Использованы методы анализа, структурирования, дедукции и математического моделирования. Исследование проведено на материалах Института дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения Луганского государственного университета имени Владимира Даля. Результаты. Раскрыт алгоритм применения адаптивной маркетинговой стратегии реализации образовательных программ для обеспечения процесса дополнительного профессионального образования. Описаны этапы методики анализа стратегий реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования. Сформированы установки по определению инструментов маркетинга образовательных услуг в разрезе определенных стратегий роста, стабильности и сокращения. Выводы. Установлено, что интенсивность использования маркетинговых инструментов отражает степень готовности организации высшего образования к реализации адаптивной маркетинговой стратегии, использованию современных методов конкурентной борьбы, ориентации на достижение лидирующих позиций на выбранном сегменте рынка или на рынке в целом. Перспективы дальнейших исследований включают развитие математической модели поиска сбалансированности расходов на продвижение образовательных программ и расходов на их реализацию.

Ключевые слова: методика, маркетинговая стратегия, образовательная программа, основные процессы, дополнительное профессиональное образование

Для цитирования

Харитонова О. С. Методика анализа стратегий реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования как составляющая адаптивного маркетинга // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2025. Т. 20, № 2. С. 215–225. DOI 10.17072/1994-9960-2025-2-215-225. EDN BXJZWW.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Новиков С. В. Адаптивное управление сферой высшего образования посредством интеграции образования, науки и производства // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 101-2. С. 55–59. DOI 10.18411/trnio-09-2023-70. EDN YJVJBY
  2. Азарян Е. М. Формирование организационной культуры в системе высшего образования // Торговля и рынок. 2022. Т. 2, № 3-1 (63). С. 9–15. EDN ZMSBGS
  3. Возиянова Н. Ю, Дещенко А. Ю. Стратегические перспективы и проблемы развития экономики на принципах цифровизации, услуг и знаний // Торговля и рынок. 2022. № 2 (62). С. 64–74. EDN YUMWRH
  4. Возиянова Н. Ю., Доронина И. Е. Применение теории игр к механизму предложения на рынке образовательных услуг // Научный вестник Луганского государственного аграрного университета. 2019. № 5. С. 66–71. EDN OFZMSP
  5. Рогова В. А. Маркетинговые стратегии нового набора в образовательных организациях высшего образования // Научный журнал. 2018. № 4 (27). С. 64–70. EDN XNRPGH
  6. Аликов К. Р. Маркетинговая стратегия образовательных организаций высшего образования // Вектор экономики. 2019. № 2 (32). Статья 9. EDN YZAUFN
  7. Топилина И. И., Топилина Н. В. Адаптивное маркетинговое управление вузом как условие его инновационного развития // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. 2011. № 2. С. 337–343. EDN OYLOXN
  8. Топилина И. И. Развитие маркетинга образовательных услуг вуза на основе адаптивных стратегий: монография / под ред. О. С. Причина. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2011. 216 с. EDN QYMPMF
  9. Третьякова М. С. Влияние современных маркетинговых стратегий на привлекательность образовательных учреждений // Современные тренды в исследованиях систем управления: новые модели и стратегии: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 16–17 мая 2024 г.). Курск: Курский гос. ун-т, 2024. С. 265–270. EDN HTLXQV
  10. Абабков Ю. Н., Абабкова М. Ю. Маркетинговые исследования потребителей образовательных услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 2 (4). С. 96–102. EDN MEHMEP
  11. Абабков Ю. Н. Современные технологии маркетинга на рынке образовательных услуг // Технико-технологические проблемы сервиса. 2009. № 3 (9). С. 77–87. EDN MQIXUZ
  12. Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С., Ефремов И. А., Чахоян Г. А. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 9–34. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-1-9-34. EDN JXLXZR
  13. Шеховцов В. В., Плотников А. С., Фетисова О. В. Дополнительное профессиональное образование слушателей в ходе реализации федеральных проектов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 4. С. 119–126. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-4-119-126. EDN USDVPF
  14. Болышева А. В. Маркетинг в профессиональном образовании // Научный аспект. 2023. Т. 4, № 11. С. 456–460. EDN WOKHAJ
  15. Гладкова М. В. Концептуальные подходы к формированию маркетинговой стратегии вуза // Modern Economy Success. 2022. № 1. С. 235–238. EDN GUNTNB
  16. Карпова Е. Г., Мореева Е. В. Трансформация маркетинговой деятельности вузов в соответствии со Стратегией национальной безопасности в Российской Федерации: монография. М.: Ритм, 2022. 290 с. EDN RTIPQV
  17. Шумакова И. А. Управление маркетинговой деятельностью российских вузов и его адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках // Экономика. Информатика. 2021. Т. 48, № 1. С. 72–81. DOI 10.52575/2687-0932-2021-48-1-72-81. EDN PCJAPZ
  18. Афанасьева М. Ф., Бондаренко В. А., Максаев А. А. Реалии и прогнозные тенденции развития высшей школы в России: маркетинговый аспект // Евразийский юридический журнал. 2020. № 4 (143). С. 416–418. EDN IHORRM
  19. Харитонова О. С. Концептуальные основы продвижения программ ДПО в контексте адаптивной маркетинговой стратегии образовательной организации высшего образования // Экономика строительства. 2024. № 5. С. 51–53. EDN ONMHGK
  20. Харитонова О. С. Разработка адаптивной маркетинговой стратегии образовательной организации высшего образования на основе анализа жизненного цикла услуги // Инновации и инвестиции. 2024. № 7. С. 219–222. EDN OVLJCH
Показать весь текст

Сведения об авторе

  • Ольга Сергеевна Харитонова, Луганский государственный университет им. Владимира Даля

    Кандидат экономических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения; deineka@yandex.ru

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Выпуск

Раздел

Региональная и отраслевая экономика