Налоговые льготы как инструмент стимулирования развития креативных индустрий в региональной экономике

Авторы

  • Ольга Михайловна Карпова
    Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
  • Ирина Дмитриевна Тургель
    Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2024-4-409-426

Аннотация

Введение. В статье анализируются налоговые льготы как инструмент стимулирования креативных индустрий в России с учетом международного опыта. Развитие креативных индустрий является важным аспектом как экономического, так и культурного роста, однако меры налоговой поддержки в России остаются недостаточно разработанными и неоднородными по регионам.

Цель. Определить эффективные механизмы налоговой поддержки креативных индустрий, которые могут быть адаптированы для российских условий на основе анализа зарубежного опыта.

Материалы и методы. Применен сравнительный анализ налоговых льгот для креативных индустрий в странах с развитой креативной экономикой, таких как Великобритания, США, Ирландия и Казахстан, а также проведен контент-анализ российского законодательства.

Результаты. Выявлено, что в России отсутствует единая федеральная система поддержки креативных индустрий, что создает региональные диспропорции в их развитии. Международный опыт демонстрирует эффективность налоговых льгот, таких как освобождение от НДС и налоговые кредиты, что содействует развитию креативных индустрий за рубежом.

Выводы. Для устранения диспропорций необходимо внедрение унифицированной системы налоговых льгот на федеральном уровне, создание специализированного налогового режима для креативных индустрий, что будет способствовать их устойчивому развитию.

Ключевые слова: налоговые льготы, креативные индустрии, государственная отраслевая политика, международный опыт, налоговая поддержка, региональные диспропорции, экономическое развитие

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00679 «Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации»).

Для цитирования

Карпова О. М., Тургель И. Д. Налоговые льготы как инструмент стимулирования развития креативных индустрий в региональной экономике // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024. Т. 19, № 4. С. 409–426. DOI 10.17072/1994-9960-2024-4-409-426. EDN FTWCOT.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Throsby D. The Economics of Cultural Policy. London: Cambridge University Press, 2010. 280 p. DOI 10.1017/CBO9780511845253
  2. Сайфуллина Л. Д. Потенциал развития креативной экономики регионов и занятости населения // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7 (183). С. 183–191. DOI 10.24158/tipor.2023.7.24. EDN TLAGVO
  3. Бокова А. В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации: дис. … канд. философ. наук. Томск, 2016. 174 с.
  4. Михайлова А. В. Исследование сущности категорий «креативная экономика», «креативный потенциал экономики», «творческие (креативные) индустрии» // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10 (159). С. 1350–1356. DOI 10.34925/EIP.2023.159.10.277. EDN RFNMKV
  5. Мальцева Е. С. Креативная индустрия в российской экономике // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 1. EDN GMVMO
  6. Tian Y., Gao C. Management strategies of creative industries uncertainty // 2011 International Conference on Business Computing and Global Informatization. Shanghai, China, 2011. P. 79–82. DOI 10.1109/BCGIn.2011.28
  7. Dai X., Pogorletskiy A., Timchenko E. Critical analysis of the significance of tax incentives for the cultural industry in the pre-digital era and in the context of digitalization // Journal of Applied Economic Research. 2022. Vol. 21, no. 1. P. 152–186. DOI 10.15826/vestnik.2022.21.1.007
  8. Molenaar D. Tax incentives for artists // S. Hemels, K. Goto (eds) Tax incentives for the creative industries. Springer Singapore, 2017. P. 211–225. DOI 10.1007/978-981-287-832-8_11
  9. Luja R. Tax incentives, harmful tax competition and state aid considerations in the EU // S. Hemels, K. Goto (eds) Tax incentives for the creative industries. Springer Singapore, 2017. P. 65–84. DOI 10.1007/978-981-287-832-8_5
  10. Kisić V. Kulturne i kreativne industrije u Evropi // Kultura. 2011. Br. 130. S. 199–225 (In Serbian). DOI 10.5937/kultura1130199k
  11. Flew T. The creative industries: Culture and policy. London: SAGE Publications Ltd, 2012. 232 p. DOI 10.4135/9781446288412
  12. Hemels S. Tax incentives as a creative industries policy instrument // S. Hemels, K. Goto (eds) Tax incentives for the creative industries. Springer Singapore, 2017. P. 33–64. DOI 10.1007/978-981-287-832-8_4
  13. Ruutu K., Panfilo A., Karhunen P. Cultural industries in Russia: Northern dimension partnership on culture. Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2009. 69 p. DOI 10.6027/TN2009-590
  14. Kurumchina A. E. Creative industries in Russia in post covid-19 time: The case of Urals region // Service Plus. 2022. Vol. 16, no. 4. P. 83–96. DOI 10.5281/zenodo.7716030. EDN IFTMLX
  15. Glebova S., Berman S. S., Semenоva N. A., Galiachmetov R. R. Creative industries in Russian regions: Challenges of establishment and conditions for development // Revista Gestão Inovação e Tecnologias. 2021. Vol. 11, no. 4. P. 4292–4305. DOI 10.24115/S2446-6220202173D1726p.342-350
  16. Васильева Е. В., Коршунов А. В., Останина Е. В. Проблемы проектирования модели развития креативных индустрий в России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 3 (67). C. 9–14. DOI 10.52452/18115942_2022_3_9. EDN THLTLT
  17. Зеленцова Е. В. Государственная поддержка креативных индустрий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 73–80. EDN YPEAJR
  18. Климова И. В., Семеркова Л. Н. Влияние креативных индустрий на инновационное развитие территории // Организатор производства. 2022. Т. 30, № 4. С. 83–96. DOI 10.36622/VSTU.2022.30.4.008. EDN WBLQAX
  19. Высочина М. В., Цветкова И. И. Развитие креативной экономики в республике Крым: анализ факторов влияния // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. № 3 (60). С. 113–123. EDN JUUPVZ
  20. Жохова В. В., Юрченко Н. А. Модель сегментации операторов рынка индустрии моды Приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 3. С. 88–101. DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/088-101. EDN GUQEYP
  21. Ефимова А. С., Брюханова Н. В. Тенденции развития креативных индустрий регионов Южного федерального округа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 45–52. DOI 10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52. EDN PSTJDC
  22. Пашинина Е. И., Бабаян И. В., Козлова К. В. Официальная риторика и нормативно-правовое конструирование феномена культурных индустрий в российских регионах // Siberian Socium. 2020. Т. 4, № 2 (12). С. 48–75. DOI 10.21684/2587-8484-2020-4-2-48-75. EDN DWARHE
  23. Parshukova G. B., Riazantseva I. V. Creative economy: Regional government tasks // SHS Web of Conferences. Vol. 94. 2021. Article 01010. DOI 10.1051/shsconf/20219401010
  24. Акимова О. Е., Волков С. К., Симонов А. Б. Креативные индустрии в России: тенденции развития и потенциал роста // Вестник Московского университета. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 96–114. DOI 10.38050/01300105202215. EDN AJQPXT
  25. Kireenko A. P., Orlova E. N. The role of tax incentives in promotion of innovation activity in the Russian Federation // 13th International Scientific Technical Conference on Actual Problems of Electronic Instrument Engineering (APEIE) (Novosibirsk, Russia). IEEE, 2016. P. 242–246. DOI 10.1109/APEIE.2016.7807063
  26. Viktorova N., Evstigneev E. Russian tax system in the context of innovative technology development // Karpova A. Yu., Ardashkin I. B., de Jong W. M., Martyushev N. V. (eds.) Responsible Research and Innovation: Proceedings of the International Conference «Responsible Research and Innovation» (RRI 2016), 07–10 November, 2016, Tomsk Polytechnic University, Russia. Future Academy, 2017. P. 993–1001. DOI 10.15405/epsbs.2017.07.02.128
Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Ольга Михайловна Карпова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

    Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового и налогового менеджмента

  • Ирина Дмитриевна Тургель, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

    Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, директор Школы экономики и менеджмента Института экономики и управления

Загрузки

Опубликован

20.12.2024

Выпуск

Раздел

Региональная и отраслевая экономика