Сущностные характеристики категориального аппарата процесса подготовки кадров в цифровой экономике
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2021-1-67-85Аннотация
Глобальные изменения современной экономики столь стремительны, что не позволяют своевременно обеспечить обновление ее методологического базиса. Преобразования производственно-трудовых отношений в условиях цифровизации также требуют соответствующего научного обоснования. Целью данной статьи является научное обоснование, систематизация и развитие категориального аппарата процесса подготовки кадров с учетом особенностей цифровизации производственно-хозяйственной деятельности и производственно-трудовых отношений. Раскрыто влияние различных научных концепций экономической теории на формирование сущностных характеристик процесса подготовки кадров, выявлена его взаимосвязь с понятиями трудовых ресурсов, человеческого капитала, интеллектуального потенциала. Обоснована необходимость использования системно-процессного подхода в изучении подготовки кадров, взаимоувязывающего ее системные и процессные характеристики в единое целое в условиях цифровой экономики. Показано, что существующий категориальный аппарат процесса подготовки кадров не отражает внутреннего содержания производственно-трудовых отношений, возникающих в условиях цифровизации и обеспечивающих эффективное функционирование институтов цифровой экономики. Сделан вывод о том, что в условиях цифровой экономики подготовка кадров должна рассматриваться как новый уровень ресурсного обеспечения – интеллектуально-кадровый – и представлять собой межотраслевой процесс формирования и эффективного функционирования человеческого капитала, направленный на обеспечение количественной и качественной сбалансированности рынка труда и его субъектов. Объектом процесса подготовки кадров становятся все работники, а субъектом – специально созданные органы, подразделения и службы, осуществляющие предусмотренную законодательством деятельность по кадровому обеспечению и имеющие определенные полномочия, права и обязанности. Соответственно, цифровая экономика трансформирует индустриальную систему производственно-трудовых отношений как с помощью их адаптации к условиям цифровизации, так и продуцируя новые виды трудовой деятельности. Структурные преобразования экономики являются триггером изменений сущности и содержания процесса подготовки кадров и функционирования всех институциональных участников рынка труда. Уточнение сущностных характеристик категориального аппарата процесса подготовки кадров в цифровой экономике позволит сформировать методологический базис для проведения дальнейших научных исследований в новой экономической реальности.
Ключевые словакадры, человеческий капитал, кадровый потенциал, подготовка кадров, кадровое обеспечение, цифровая экономика, цифровизация, производственно-трудовые отношения, экономика труда, системно-процессный подход
Для цитированияСимченко Н.А., Анисимова Н.Ю. Сущностные характеристики категориального аппарата процесса подготовки кадров в цифровой экономике // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2021. Том 16. № 1. С. 67–85. DOI 10.17072/1994-9960-2021-1-67-85
Список литературы1. Porto A.F., Henao C.A., López-Ospina H., González E.R. Hybrid flexibility strategy on personnel scheduling: Retail case study // Computers and Industrial Engineering. 2019. Vol. 133. P. 220–230. doi: 10.1016/j.cie.2019.04.049.
2. Siddiqui A.W., Raza S.A., Tariq Z.M. A web-based group decision support system for academic term preparation // Decision Support Systems. 2018. Vol. 114. P. 1–17. doi: 10.1016/j.dss.2018.08.005.
3. Метляхин А.И., Никитина Н.А., Ярыгина Л.В., Орлова Э.О. Анализ влияния цифровизации экономики на производительность труда в России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, Вып. 2. Р. 7–17. doi: 10.18721/je.13201.
4. Enrique D.V., Druczkoski J.C.M., Lima T.M., Charrua-Santos F. Advantages and difficulties of implementing Industry 4.0 technologies for labor flexibility // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 181, P. 347–352. doi: 10.1016/j.procs.2021.01.177.
5. Кузьмицкая Т.В. Факторы эволюции трудовых отношений в сетевой экономике // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2018. № 6. С. 27–34.
6. Iivari N., Sharma S., Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 55. doi: 10.1016/j.ijinfomgt. 2020.102183.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2019. 1056 с.
8. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. M.: Эксмо, 2012. 957 с.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. К Критике политической экономии. М.: Изд-во политической литературы, 1960. 516 с.
10. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. 472 с.
11. Меньшиков Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. М.: Экономика, 1974. 157 с.
12. Бляхман Л.С., Таганов И.Н., Шкаратан О.И. Математические модели подбора и расстановки кадров // Моделирование социальных процессов: сб. ст. 1970. С. 174–191.
13. Schultz T.W. Investment in human capital: The role of education and of research. N. Y.: Free Press, 1971. 545 p.
14. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. Chicago: University of Chicago Press Books, 1993. 412 p.
15. Ревуцкий Л.Д. Результативность использования человеческого капитала: понятие и методы определения // Аудиторские ведомости. 2010. № 3. С. 89–95.
16. Эрфурт К.А. Особенности инвестирования в человеческий капитал и их отражение в кадровой политике предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 132–138.
17. Белкин В.Н., Белкина Н.А. Человеческий капитал в системе смежных экономических понятий // Челябинский гуманитарий. 2010. № 1 (10). С. 14–22.
18. Рождественский А.Е. О теоретических основах функционирования и измерения понятий «стоимость» и «человеческий капитал» // Вопросы оценки. 2010. № 3. С. 10–16.
19. Зиновьев И.Ф. Формирование и реализация кадрового экономического потенциала в аграрной сфере: монография. Симферополь: ЧП «Предприятие Феникс», 2008. 407 с.
20. Стрижак Е.О. Формирование интеллектуального капитала предприятия: дисс. … канд. экон. наук: 08.06.01. Харьков, 2004. 205 с.
21. Эдвинсон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании. М.: Harper Business, 1997. 240 с.
22. Искандаров Х.Х. Совершенствование мотивационного механизма кадрового обеспечения аграрного сектора экономики (на материалах Республики Таджикистан): дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. Душанбе, 2017. 183 с.
23. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. M.: Контроллинг, 1991. 104 с.
24. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. Система принципов управления для достижения максимальной активности. M.: Ленанд, 2019. 224 с.
25. Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие: (очерки по социологии научной организации труда и управления). М.: Изд-во НКРКИ СССР, 1925. 250 с.
26. Гастев А.К. Нормирование и организация труда: общее введение в проблему. М.: Книгоиздательство ВЦСПС, 1929. 117 с.
27. Одегов Ю.Г. Чем управление человеческими ресурсами принципиально отличается от управления персоналом? // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2018. Т. 61, № 1. С. 106–114. doi: 10.25513/1812-3988.2018.1.106-114.
28. Козлов А.В. Кадровое обеспечение сельского хозяйства в условиях инновационного развития: автореф. дисс. … докт. экон. наук: 08.00.05. М., 2015. 53 с.
29. Раренко А.А. «Управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами»: к вопросу о терминологии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2019. № 2. С. 143–150. doi: 10.31249/rsoc/2019.02.03.
30. Mayo E. The human problems of an industrial civilization. N. Y.: Viking Press, 1960. 187 p.
31. Roethlisberger F.J. Management and morale. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1941. 194 р.
32. Follett M.P. Profit of management: A celebration of writings from the 1920-s. N. Y.: McGraw-Hill, 1996. 336 р.
33. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 2004. 790 с.
34. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2003. 669 с.
35. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 416 с.
36. Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review. 1994. Vol. 11, Iss. 1. P. 7–31. doi: 10.1108/02651339410057491.
37. Coleman J.S. Social capital in the creation of human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. Р. 95–120. doi: 10.1086/228943.
38. Leclercq-Vandelannoitte A. “Seeing to be seen”: The manager’s political economy of visibility in new ways of working // European Management Journal. 2020. doi: 10.1016/j.emj.2020.11.005.
39. Tapscott D. The digital economy: Promise and peril in the age of networked intelligence. N. Y.: McGraw-Hill, 1997. 342 p.
40. DeMarco T., Lister T. Peopleware: Productive projects and teams. N. Y.: Addison-Wesley Professional, 2013. 272 p.
41. Stathakopoulos V., Kottikas K.G., Theodorakis I.G., Kottika E. Market-driving strategy and personnel attributes: Top management versus middle management // Journal of Business Research. 2019. Vol. 104. P. 529–540. doi: 10.1016/j.jbusres.2018.09.020.
42. Teruyama H., Goto Y., Lechevalier S. Firm-level labor demand for and macroeconomic increases in non-regular workers in Japan // Japan and the World Economy. 2018. Vol. 48. Р. 90–105. doi: 10.1016/j.japwor.2018.08.006.
43. Ecirli A., Dobre E.-M., Dobrescu Е., Danetiu M.I. Human resources in European market in the past decade – A sociological overview // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 150. P. 320–329. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.09.070.
44. Salehi-Isfahani D., Mostafavi-Dehzooei M.H. Cash transfers and labor supply: Evidence from a large-scale program in Iran // Journal of Development Economics. 2018. Vol. 135. P. 349–367. doi: 10.1016/j.jdeveco.2018.08.005.
45. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Проектный подход к цифровизации образования // II Моисеевские чтения: Культура как фактор национальной безопасности России: доклады и материалы Общеросс. (нац.) науч. конф., 26 июня 2019 г. М.: Московский гуманитарный университет, 2019. С. 449–454.
46. Ricaurte М., Viloria А. Project-based learning as a strategy for multi-level training applied to undergraduate engineering students // Education for Chemical Engineers. 2020. Vol. 33. P. 102–111. doi: 10.1016/j.ece.2020.09.001.
47. Kameneva N.A. Competence-based approach as a basis for teaching university students // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 1-1. С. 105–112. doi: 10.34670/AR.2020.1.46.113.
48. Ertl В., Csanadi А., Tarnai С. Getting closer to the digital divide: An analysis of impacts on digital competencies based on the German PIAAC sample // International Journal of Educational Development. 2020. Vol. 78. doi: 10.1016/j.ijedudev.2020.102259.
49. Стефанова Н.А., Прохожева Е. К. Издержки и трудовая теория стоимости в эпоху цифровой экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 331–333. doi: 10.26140/anie-2020-0901-0081.
50. Коноплева Г.И. Диагностический подход к управлению персоналом // Альманах современной науки и образования. 2017. № 1 (115). С. 56–59.
51. Анисимова Н.Ю. Адаптация современной системы подготовки кадров к условиям цифровой экономики // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2020. Т. 19, № 4. С. 118–126. doi: 10.24182/2073-6258-2020-19-4-118-126.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.