Моделирование процессов сбыта в системе «производитель – маркетплейс»

Авторы

  • Лада Алексеевна Уварова Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
  • Дмитрий Юрьевич Иванов Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2024-3-284-299

Аннотация

Введение. В настоящее время электронная торговля становится для производителей одним из приоритетных каналов распределения и реализации товаров. Наиболее динамично развивающимися электронными площадками являются маркетплейсы, позволяющие охватить большой сегмент целевой аудитории и предоставляющие широкий спектр логистических, маркетинговых, информационных и сервисных услуг. Использование математического аппарата для описания различных схем взаимодействия производителя с маркетплейсами представляется весьма актуальным, так как на данном этапе в научных трудах рассматриваются только теоретические вопросы функционирования производителя и маркетплейса без формализации элементов данной системы.

Цель. Изучить основные схемы взаимодействия производителя и маркетплейса, разработать универсальную экономико-математическую модель взаимодействия производителей с маркетплейсами.

Материалы и методы. В статье анализируются теоретико-методологические подходы к организации взаимодействия производителей и электронных маркетплейсов с целью определения актуальных для российских маркетплейсов моделей сотрудничества, их особенностей, преимуществ и недостатков.

Результаты. Разработана экономико-математическая модель организации торгово-сбытовой деятельности производителя на маркетплейсе по схеме фулфилмента при обеспечении хранения товаров на складе маркетплейса. В модели в качестве функции выручки производителя определены объем продаж на онлайн-площадке и расходов на складирование, транспортировку, маркетинговое продвижение, вознаграждение и иные сопутствующие расходы для максимизации прибыли производителя, формализованы ограничения на количество продаваемых, хранящихся и изготавливаемых товаров, объем товаров на складе и рейтинг продавца на маркетплейсе.

Выводы. Представлена универсальная модель для производителей, которые используют канал сбыта первого уровня «маркетплейс» без дистрибьюторов, оптовых и розничных продавцов, и маркетплейсов, осуществляющих спектр логистических услуг, включая складирование, сортировку и доставку товаров до покупателей. На следующем этапе исследования планируется разработка модели взаимодействия производителя с маркетплейсом при организации хранения товаров на собственном складе и розничными торговыми сетями с целью исследования возможных каналов распределения готовой продукции.

Ключевые слова: организация сбыта, маркетплейс, производитель, затраты на сбыт продукции, моделирование системы сбыта, экономико-математическое моделирование

Для цитирования

Уварова Л. А., Иванов Д. Ю. Моделирование процессов сбыта в системе «производитель – маркетплейс» // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024. Т. 19, № 3. С. 284–299. DOI 10.17072/1994-9960-2024-3-284-299. EDN SBAMGQ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Цхададзе Н. В. Электронная коммерция: место и роль в современном мире // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 241–245. DOI 10.24412/2073-0454-2023-4-241-245. EDN KEQPBW
  2. Козляева Е. В., Крылова И. Ю. Интернет-продажи: выбор канала сбыта в современных условиях // Экономический вектор. 2022. № 1 (28). С. 143–147. DOI 10.36807/2411-7269-2022-1-28-143-147. EDN NTJSJR
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Вильямс, 2007. 656 с.
  4. Калужских И. А. Разработка комплекса моделей и методики согласованного взаимодействия в оптовой торговле: дис. … канд. экон. наук. Самара, 2008. 157 с.
  5. Шендрик П. В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 10 (124). Ст. 74. DOI 10.23670/IRJ.2022.124.36. EDN ABHKFK
  6. Жохова В. В. Роль маркетплейса в выборе канала сбыта производственного предприятия // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 3 (53). С. 42–59. DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/042-05. EDN LDAIGO
  7. Kawa A., Wałęsiak M. Marketplace as a key actor in e-commerce value networks // Logforum. 2019. Vol. 15, no. 4. P. 521–529. DOI 10.17270/J.LOG.2019.351
  8. Караваева Е. Д. Планирование логистических затрат при реализации товаров через маркетплейс // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 4. С. 587–598. DOI 10.18334/ce.14.4.100799. EDN FZOLBW
  9. Veselova A. Marketplace vs online shop // Economic and Social Development: Book of Proceedings. 62nd International Scientific Conference on Economic and Social Development (Lisbon, 19–20 November 2020) / A. Lorga da Silva, T. Rados, O. V. Kaurova (Eds.). Varazdin, Croatia: Varazdin Development and Entrepreneurship Agency, 2020. P. 30–36. URL: https://clck.ru/3Cnrbu (дата обращения: 04.05.2024).
  10. Дюкова О. М. Эволюционное развитие логистики электронной торговли: от интернет-магазинов к маркетплейсам // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 111–115. EDN VTNBTS
  11. Maier E., Wieringa J. Acquiring customers through online marketplaces? The effect of marketplace sales on sales in a retailer’s own channels // International Journal of Research in Marketing. 2021. Vol. 38, iss. 2. P. 311–328. DOI 10.1016/j.ijresmar.2020.09.007
  12. Келлер А. В., Окольнишникова И. Ю. Маркетинговый анализ ключевых трендов развития рынка транспортно-логистических услуг // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2022. Т. 16, № 4. С. 141–152. DOI 10.14529/em220415. EDN PJOHXH
  13. Кутлиахметов Н. У. Выбор модели доставки товара на маркетплейс как способ увеличения продаж // Логистика – евразийский мост: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 27–30 апреля 2022 г.). Ч. 2. Красноярск, 2022. С. 139–143. EDN PHMQNR
  14. Гуляева М. К. Электронная коммерция как инструмент развития организации // Мировые научные дискуссии в эпоху цифровизации: от теории к практике: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 29 декабря 2023 г.). Рязань: Концепция, 2023. С. 253–256. EDN HUDIND
  15. Михайлюк М. В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект // Экономические науки. 2019. № 3 (172). С. 57–61. DOI 10.14451/1.172.57. EDN SJMNOG
  16. Чкалова О. В., Копасовская Н. Г., Большакова И. В. Электронные маркетплейсы как драйвер развития рынка продуктового ретейла // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2 (66). С. 38–47. DOI 10.52452/18115942_2022_2_38. EDN QBXWQS
  17. Симакина М. А. Цифровая трансформация брендов: проблемы взаимодействия с маркетплейсами // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9, №2. С. 247–252. DOI 10.33619/2414-2948/87/29. EDN VBMJCI
  18. Шейнина М. А. Роль маркетплейсов при реализации рекламных кампаний различного типа // Практический маркетинг. 2023. № 3 (309). С. 42–48. DOI 10.24412/2071-3762-2023-3309-42-48. EDN VXQEGU
Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Лада Алексеевна Уварова, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

    Аспирант кафедры менеджмента и организации производства, специалист по связям с общественностью отдела по трудоустройству выпускников

  • Дмитрий Юрьевич Иванов, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

    Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и организации производства

Загрузки

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике