Экономико-математическая модель управления проектами проблемных банковских активов для экономики Казахстана

Авторы

  • Алмас Максатович Калимолдаев Казахский национальный университет им. Аль-Фараби https://orcid.org/0000-0003-1584-2393
  • Николай Николаевич Оленёв Вычислительный центр им. А.А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-1032-2455

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2019-3-388-405

Аннотация

Мировой финансовый кризис 2007–2008 гг. оказал существенное негативное воздействие на банковскую систему экономики Республики Казахстан. Резко выросла доля просроченной задолженности, что привело к значительному сокращению количества выданных кредитов и замедлению темпов экономического роста. Оказанная банкам финансовая помощь в размере трех трлн тенге не привела к восстановлению объемов кредитования реального сектора экономики, поэтому для оздоровления банковской системы Правительством Республики Казахстан был создан АО «Фонд проблемных кредитов». Как показывает зарубежный опыт, такого рода специализированные организации являются эффективными институтами управления проблемными активами, деятельность которых содействует оздоровлению национальной экономики через выкуп проблемных активов банков и взыскание задолженности по кредитам. Для исследования возможности использования международного опыта по управлению проектами проблемных банковских активов на основе создания АО «Фонд проблемных кредитов» в условиях экономики Казахстана в статье предложена новая математическая модель взаимодействия четырех субъектов экономики: банки второго уровня с нормальными активами; специализированные подразделения банков второго уровня по работе с проблемными активами (плохой банк); центральный банк, государственный плохой банк – АО «Фонд проблемных кредитов». При описании деятельности банков второго уровня определены внутренние ограничения на перевод проблемных активов в плохой банк на основе трех схем: 1) самостоятельное управление проектами проблемных активов; 2) безотзывный выкуп проблемных активов; 3) соглашение об обратном выкупе между фондом и плохим банком. Для оценки влияния проектов проблемных активов банков на экономику Казахстана разработанная модель дополнена анализом поведения трех экономических агентов – производителей, домашних хозяйств и правительства. В качестве конкретных научных результатов в исследовании найдено эндогенное условие, ограничивающее объем предоставляемого государством выкупа проблемных активов в виде лимита на долю оздоравливаемых проблемных активов; рассчитан объем переходящих в создаваемый плохой банк застрахованных депозитов домашних хозяйств, объем передаваемого в плохой банк собственного капитала и объем дополнительно списываемого собственного капитала в связи с образованием плохого банка; рассчитан максимальный объем новых кредитов банков второго уровня без учета новых кредитов плохого банка. В последующих исследованиях теоретическую модель предполагается верифицировать на реальных статистических данных для анализа влияния на экономику Казахстана различных схем выкупа правительством проблемных активов, а также для составления сценарных прогнозов. Построенная теоретическая модель может быть экстраполирована на экономику других стран в качестве инструментария управления проектами проблемных банковских активов.

Ключевые слова

проблемные активы, экономика Казахстана, плохой банк, мировой финансовый кризис, банковская система, фонд проблемных активов, банковский баланс, государственные облигации, схема безотзывного выкупа, схема с обратным выкупом, экономико-математическая модель

Для цитирования

Калимолдаев А.М., Оленёв Н.Н. Экономико-математическая модель управления проектами проблемных банковских активов для экономики Казахстана // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2019. Том 14. № 3. С. 388–405. DOI 10.17072/1994-9960-2019-3-388-405

Список литературы

1. Orakbayev E.M., Boranbayev S.N., Vashenko M.P., Shananin A.A. Mathematical model of Kazakhstan Economy // Modern Applied Science. July 2015. Vol. 9, № 8. doi: 10.5539/mas.v9n8p160.
2. Петров А.А. Об адекватности математических моделей экономики // Труды МФТИ. 2009. Т. 1, № 4. С. 53–65.
3. Поспелов И.Г. Равновесные модели экономики в период мирового финансового кризиса // Труды МФТИ. 2009. Т. 1, № 4. С. 66–83.
4. Андреев М.Ю., Врежещ В.П., Хохлов М.А., Петров А.А., Поспелов И.Г. Жукова А.А., Здановская В.С. Опыт моделирования экономической динамики Республики Казахстан в период мирового финансового кризиса. М.: ВЦ РАН, 2010. 161 c.
5. Андреев М.Ю., Пильник Н.П., Поспелов И.Г. Модель межвременного равновесия экономики Республики Казахстан // Труды МФТИ. 2013. Т. 5, № 4. С. 62–78.
6. Александров А.Ю. Управление проблемными активами в кризисных условиях // Проблемы современной экономики. 2009. № 1(29). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtld=2429 (дата обращения: 25.05.2019).
7. Найденова Р.И. Основные направления эффективной организации работы банков с проблемными кредитами // Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 8 сент. 2015 г. Белгород: Изд. дом «Белгород», 2015. С. 141–145.
8. Омир А.Ж., Нусибалиева А.К. Совершенствование системы управления проблемным кредитом в банках второго уровня Республики Казахстан // Антикризисные технологии в экономике как фактор развития современного общества: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 10 дек. 2015 г. Саратов: Академия Бизнеса, 2015. С. 95–98.
9. Боровский В.Н., Боровская Л.В., Кульбачный П.В. Оптимизация управления проблемными кредитами банка // Science Time. 2016. № 3 (27). С. 93–97.
10. Бондарь А.П., Сорокина А.О. Управление проблемной задолженностью банками Украины // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2014. № 2. С. 72–76.
11. Bolhar T.M. Managing bad loans of domestic banks under modern economic conditions // Business Inform. 2014. Iss. 1. С. 248–255.
12. Зелик О.Е. Практика управления проблемными кредитами в зарубежных странах // Инновационные модели развития кооперативного сектора экономики: науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава. 28 апр. 2015 г. Волгоград. Ростов н/Д: Феникс, 2015. С. 69–73.
13. Лисицина Н.Н., Черкашнев Р.Ю. Российская и зарубежная практика работы с проблемными кредитами // Актуальные проблемы развития финансового сектора: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 18 нояб. 2016 г. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 226–235.
14. Калимолдаев А.М., Оленёв Н.Н. Модель экономики Республики Казахстан с учетом проблемных активов // Труды ИСА РАН. 2018. Т. 68, вып. 2. С. 80–83. doi: 10.14357/20790279180219.
15. Kalimoldaev A., Mukhamediev B., Olenev N. Distressed assets in a normative dynamic model of Kazakhstan economy // 2018 IX international conference on optimization and applications (OPTIMA 2018). DEStech Transactions on Computer Science and Engineering. 2018. P. 177–187. doi: 10.12783/dtcse/ optim2018/27931.
16. Buiter W. Good bank vs bad bank: Don't touch the unsecured creditors! Clobber the tax payer instead. Not // VoxEU–CEPR’s policy portal (электронный научный журнал). 2009. URL: http://www.voxeu.org/index.php?q=node/3264 (дата обращения: 24.05.2019).
17. Hauck A., Neyer U., Vieten T. Reestablishing stability and avoiding a credit crunch: Comparing different bad bank schemes // The Quarterly Review of Economics and Finance. 2015. Vol. 57(С). P. 116–128.
18. White L.J. The S&L debacle: Public policy lessons for bank and thrift regulation. N. Y.: Oxford University Press, 1991. 287 p.
19. Curry T., Shibut L. The cost of the savings and loan crisis: Truth and consequences // FDIC Banking Review. 2000. Vol. 13, № 2. P. 26–35.
20. Bergström C., Englund P., Thorell P. Securum and the way out of the Swedish banking crisis // Stockholm: Summary of a report commissioned by SNS – Center for Business and Policy Studies, 2003. 24 p.
21. Bebchuk L. A. Buying troubled assets // Yale Journal on Regulation. 2009. Vol. 26. P. 343–358. URL: https://ssrn.com/abstract=1392808 (дата обращения: 24.05.2019).
22. Suntum U. van, Ilgmann C. Bad banks: A proposal based on German financial history // European Journal of Law and Economics. 2011. Vol. 35, Iss. 3. P. 367–384. doi: 10.1007/s10657-011-9239-6.
23. Tirole J. Overcoming adverse selection: How public intervention can restore market functioning // American economic review. 2012 (February). Vol. 102, № 1. P. 29–59.
24. Tanaka M., Hoggarth G. Resolving banking crises – An analysis of policy options. Bank of England Working Paper. 2006. № 293. 42 p. doi: 10.2139/ssrn.894883.
25. Поспелов И.Г. Моделирование экономических структур. М.: ФАЗИС, ВЦ РАН, 2003. 191 с.
26. Поспелов И.Г. Новые принципы и методы разработки макромоделей экономики и модель современной экономики России. М.: ВЦ РАН, 2006. 242 с.
27. Olenev N.N. Parameter identification of an endogenous production function // Proceeding of the OPTIMA-2017 Conference. October 02, 2017. Petrovac, Montenegro. 2017. CEUR-WS, Vol. 1987. P. 428–435.
28. Оленев Н.Н. Идентификация агрегированной производственной функции с ограниченным возрастом мощностей для экономики Казахстана // Проблемы оптимизации сложных систем: материалы XIV Междунар. азиатской школы-семинара. 20–31 июля 2018 г. Алматы: ИИВТ МОН РК, 2018. Ч. 2. С. 119–124.

Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Алмас Максатович Калимолдаев, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

    Магистр, докторант

  • Николай Николаевич Оленёв, Вычислительный центр им. А.А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук

    Кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отделения математического моделирования экономических систем, Вычислительный центр им. А.А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук; доцент, Математический институт им. С.М. Никольского Российского университета дружбы народов

Загрузки

Опубликован

30.10.2019

Выпуск

Раздел

Экономико-математическое моделирование