Подготовка бухгалтеров-экспертов: мировой опыт и проблемы начала XXI в.

Авторы

  • Татьяна Васильевна Пащенко Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-0524-8342

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2022-1-125-139

Аннотация

Вопросы профессионального образования в разное время вызывают первоочередной интерес не только в образовательной среде, но и среди профессионального и научного сообщества. Особенно важны эти вопросы в тех областях, где отмечаются междисциплинарные связи. Такой областью всегда являлись судебная бухгалтерия и судебно-бухгалтерская экспертиза. В начале XXI в. этот вопрос стал еще актуальнее из-за сдвига ценностных ориентиров и технологического уклада. В данной работе автор обратился к проведенным в 2010–2020 гг. исследованиям зарубежных ученых в области учетно-экспертного образования, чтобы определить существующие в мире подходы к организации профессионального обучения бухгалтеров-экспертов, выявить определяемые этими учеными ключевые навыки, необходимые бухгалтерам-экспертам на современном этапе развития общества и экономики, обозначить ключевые проблемы, обсуждаемые на международном уровне. В то же время в статье рассмотрены актуальные вопросы организации и проблемы высшего образования. Целью исследования является определение набора навыков, необходимых бухгалтеру-эксперту, а также формирование образовательной модели подготовки таких специалистов. Статья базируется на исследованиях в области развития высшего образования, а также профессионального образования в области судебной бухгалтерии. В работе в основном использован монографический метод исследования, а также систематизация информации. В отличие от существующих работ по данной тематике, в статье не просто определены и сгруппированы выделяемые на международном уровне знания и навыки, необходимые бухгалтеру-эксперту, а представлены ключевые элементы модели подготовки такого специалиста в условиях современного практико-ориентированного компетентностного подхода. Представленная работа будет интересна практикам и теоретикам в области судебной бухгалтерии и судебно-бухгалтерской экспертизы. Модель профессиональной подготовки бухгалтера-эксперта также может быть использована как основа для построения профессиональных программ высшего образования в других направлениях подготовки специалистов.

Ключевые слова: судебно-бухгалтерская экспертиза, профессиональное образование, высшее образование, подготовка бухгалтеров, международное образование

Для цитирования

Пащенко Т.В. Подготовка бухгалтеров-экспертов: мировой опыт и проблемы начала XXI в. // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2022. Том 17. № 1. С. 125–139. DOI 10.17072/1994-9960-2022-1-125-139

Список литературы

  1. Efiong E.J. An exploration of forensic accounting education and practice for fraud prevention and detection in Nigeria: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). De Montfort University, 2013. 472 p. URL: https://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.613557 (дата обращения: 25.12.2021).
  2. Hegazy S. Exploring the forensic accounting practice in the UK: evidence from the profession: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). Middlesex University, 2015. 314 p. URL: https://eprints.mdx.ac.uk/18869 (дата обращения: 25.12.2021).
  3. Saadeh A. A stakeholder approach to the development of a framework for forensic accounting education within the Jordanian context: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). University of Waikato, 2019. 357 p. URL: https://hdl.handle.net/10289/12945 (дата обращения: 25.12.2021).
  4. Alshurafat H.A. Forensic accounting curricula and pedagogies in Australian universities: analysis of academic and practitioner perspectives: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). University of Southern Queensland, 2019. 254 p. URL: https://eprints.usq.edu.au/36782 (дата обращения: 25.12.2021).
  5. Kopp K. Essays on Fraud and Forensic Accounting – Research from a German Accounting Perspective: Dissertation … akademischen Grades eines Doktors. Universität Passau, 2019. 190 s. URL: https://opuskobv.de/opus4-uni-passau/frontdoor/index/index/docId/826 (дата обращения: 25.12.2021).
  6. Oberholzer С. Quality management in forensic accounting: Dissertation (MBA). Gordon Institute of Business Science, 2004. 139 p. URL: http://hdl.handle.net/2263/28494 (дата обращения: 25.12.2021).
  7. Abuorabi Y. Skills of forensic accountants as expert witnesses and admissibility of expert testimony: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). Western Sydney University, 2019. 286 p. URL: https://researchdirect.westernsydney.edu.au/islandora/object/uws%3A56773 (дата обращения: 25.12.2021).
  8. Ejoh N.O. Forensic Accountants’ Expert Testimony in Litigation Support: A Case of Investigative Objectivity // IOSR Journal of Business and Management. 2017. Vol. 19, no. 9. P. 85–90.
  9. Sitorus T.W., Scott D.R., Morton A.M. Group perceptual fraud symptoms differences: a multi-group model analysis // The Audit Forum: International Forum on Government Auditing and Public Policy. 2009. Vol. 12, no. 2. P. 21–40.
  10. Sitorus T.W., Scott D.R. The roles of collusion, organisational orientation, justice avoidance, and rationalisation on commission of fraud: A model based test // Review of Business Research. Vol. 8, no. 1. P. 132–147. URL: https://ssrn.com/abstract=1297948 (дата обращения: 25.12.2021).
  11. Sitorus T.W., Scott D.R. Integrated Fraud Risk Factors and Robust Methodology: A Review and Comment // International Journal of Auditing. Vol. 13, iss. 3. P. 281–297. doi: 10.1111/j.1099-1123.2009.00398.x
  12. Беликова Т.П., Сыроватская Т.А. Качество подготовки бакалавра: концепт гармонизации традиций и инноваций практико-ориентированного обучения // Новые технологии оценки качества образования: сб. материалов XV Форума экспертов в сфере профессионального образования / под общ. ред. Г.Н. Мотовой. М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2019. С. 132–136.
  13. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я.И. Кузьминов – М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43. doi: 17323/1814-9545-2015-3-8-43
  14. Коноплянник Т.М. Роль деловых игр в образовательном процессе // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сб. тр. IV Национальной науч.-метод. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 210–218.
  15. Михайленко Т.С. Развитие исследовательской компетентности: задачный подход // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 63–71. doi: 20323/1813-145X-2021-1-118-63-71
  16. Чугунов Д.Ю., Васильев К.Б., Фрумин И.Д. Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как? // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 247–268. doi: 17323/1814-9545-2010-4-247-267
  17. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы: сб. тр. I Всерос. науч.-метод. конф. (Томск, 20–21 марта 2014 г.). Томск: Изд-во ТПУ, 2014. С. 349–352. URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/25678 (дата обращения: 25.12.2021).
  18. Шитякова Н.П., Верховых И.В., Забродина И.В. Влияние цифровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4 (157). С. 223–242. doi: 25588/CSPU.2020.157.4.014
  19. Городилов М.А., Шкляева Н.А. Форензик: теория, организация и методы оказания услуг: монография. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2020. 96 с.
  20. Городилов М.А., Шкляева Н.А. Форензик: самостоятельный вид услуги? // Аудит. 2020. № 4. С. 32–36.
  21. Шкляева Н.А., Городилов М.А. Форензик: понятие, особенности, история возникновения и развития новой услуги // Аудит. 2019. № 6. С. 16–21.
  22. Городилов М.А., Шкляева Н.А. Форензик как разновидность экспертно-аналитической и аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2018. № 1. С. 12–19.
  23. Городилов М.А., Шкляева Н.А. Форензик в рамках экспертно-аналитической и аудиторской деятельности: теоретическое исследование понятия // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5, № 2. С. 72–79. doi: 26794/2408-9303-2018-5-2-72-79
  24. Прэвитц Г.Д., Джексон Д. Резюме достижений в области бухгалтерского образования в Соединенных Штатах 1990–2015 гг. // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5, № 4. С. 114–119. doi: 26794/2408-9303-2018-5-4-114-119
  25. Цвык В.А. Профессиональная этика: проблемы теории и методологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2012. № 3. С. 148–161.
  26. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. 2005. № 8 (256). С. 3–13.
  27. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Университетская этика: заповедная? корпоративная? профессиональная? // Философские науки. № 8. С. 29–44.
Показать весь текст

Сведения об авторе

  • Татьяна Васильевна Пащенко, Пермский государственный национальный исследовательский университет

    Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа

Загрузки

Опубликован

29.04.2022

Выпуск

Раздел

Актуальные вопросы бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа