Оценка уровня цифровизации организаций региона: кейс Пермского края

Авторы

  • Игорь Юрьевич Мерзлов Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-8317-5708
  • Елена Валерьевна Шилова Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-8581-6153

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2023-1-107-133

Аннотация

Введение: актуальность цифровизации и цифровой трансформации на всех уровнях экономики обусловливает высокий интерес к данной теме со стороны научного сообщества. Представлены результаты исследования 126 организаций Пермского края, проведенного авторами статьи на основе созданной ими методики оценки уровня цифровизации хозяйствующих субъектов.

Цель: разработка соответствующей методики и ее практическая апробация. В качестве гипотезы авторами выдвигается тезис, что предлагаемая методика является универсальной – одинаково применимой для организаций любой сферы деятельности и любого масштаба.

Материалы и методы: исходными данными исследования является информация о степени использования специализированных инструментов цифровизации при реализации различных бизнес-процессов хозяйствующих субъектов; использована авторская комплексная методика оценки уровня цифровизации хозяйствующих субъектов и распределения их в двухкритериальной матрице по видам уровня цифровизации.

Результаты: обоснована иерархия нескольких уровней цифровизации, определены границы по степени проникновения цифровых процессов внутри организации и во взаимодействии с внешними контрагентами, сформирована соответствующая анкета; показано, что в организациях Пермского края в большей степени подверглись цифровизации бизнес-процессы, связанные с производством, финансами и бухгалтерией, а также общехозяйственная деятельность.

Выводы: результаты исследования представляют интерес не только для менеджмента исследуемых организаций, но и для региональных властей, разрабатывающих стратегии цифровой трансформации субъектов Российской Федерации. Полученные с применением авторской методики данные при увеличении выборки объектов исследования могут стать основой для построения различных типов рейтингов: рейтинга уровня цифровизации отраслей, уровня цифровизации в сегментах «микро и малый бизнес», «средний бизнес» и «крупный бизнес» и других – как для отдельно взятого региона, так и для страны в целом, что и является целью дальнейших исследований авторов.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, цифровизация, уро­вень цифровизации организаций, методика оценки уровня цифровизации, уровень цифровизации региона, уровень цифровизации отрасли, бизнес-процесс, цифровизация бизнес-процессов, цифровая зрелость организаций

Для цитирования

Мерзлов И. Ю., Шилова Е. В. Оценка уровня цифровизации организаций региона: кейс Пермского края // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2023. Т. 18, № 1. С. 107–133. DOI 10.17072/1994-9960-2023-1-107-133

Список источников

  1. Плотников В. А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 104–115. http://doi.org/10.37930/ 1990-9780-2020-2-64-104-115
  2. Kraus S., Jones P., Kailer N., Weinmann A., Chaparro-Banegas N., Roig-Tierno N. Digital Transformation: An Overview of the Current State of the Art of Research // SAGE Open. 2021. Vol. 11, no. 3. https://doi.org/10.1177/21582440211047576
  3. Миролюбова Т. В., Радионова М. В. Роль сектора ИКТ и факторы цифровой трансформации региональной экономики в контексте государственного управления // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2020. Т. 15, № 2. С. 253–270. https://doi.org/10.17072/1994-9960-2020-2-253-270
  4. Куприянова М. В., Симикова И. П. Методологические подходы к оценке уровня цифровизации промышленного производства // Право, экономика и управление: актуальные вопросы. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 28–34. https://doi.org/31483/r-74149
  5. Шинкевич А. И., Надеждина М. Е. Методика оценки эффективности цифровизации производственных процессов нефтехимического предприятия // Вестник Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2021. № 2 (137). С. 72–84. https://doi.org/10.18698/0236-3941-2021-2-72-84
  6. Рада А. О., Федулова Е. А., Косинский П. Д. Разработка методики оценки эффективности внедрения цифровых технологий в агропромышленном комплексе // Техника и технология пищевых производств. 2019. Т. 49, № 3. С. 495–504. https://doi.org/10.21603/2074-9414-2019-3-495-504
  7. Перцева С. Ю. Цифровая трансформация финансового сектора // Инновации в менеджменте. 2018. № 4 (18). С. 48–53.
  8. Сидякова А. А. Цифровая трансформация финансового сектора // Успехи в химии и химической технологии. 2020. № 1. С. 21–22.
  9. Hoffman D. L., Novak T. P. Bridging the racial divide on the Internet // Science. 1998. Vol. 280. Р. 390–391. https://doi.org/10.1126/science.280.5362.390
  10. Katz J., Aspden P. Motives, hurdles, and dropouts // Communications of the ACM. 1997. Vol. 40, iss. 4. Р. 97–102. https://doi.org/10.1145/248448.248464
  11. Attewell P. The first and second digital divides // Sociology of Education. 2001. Vol. 74, no. P. 252–259. https://doi.org/10.2307/2673277
  12. DiMaggio P., Hargittai E., Neuman W. R., Robinson J. P. Social implications of the internet // Annual Review of Sociology. 2001. Vol. Р. 307–336. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.27.1.307
  13. Hargittai E. Second-level digital divide: Differences in people’s online skills // First Monday. 2002. Vol. 7, no. 4. https://doi.org/10.5210/fm.v7i4.942
  14. Peter J., Valkenburg P. M. Adolescents’ internet use: Testing the “disappearing digital divide” versus the “emerging digital differentiation” approach // Poetics. 2006. Vol. 34, iss. 4-5. P. 293–305. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2006.05.005
  15. Ragnedda M. The Third Digital Divide: A Weberian Approach to Digital Inequalities. Oxford: Routledge, 2017. 136 p.
  16. Wei K. K., Teo H. C., Chan B. C., Tan B. C. Y. Conceptualizing and testing a social cognitive model of the digital divide // Information Systems Research. 2011. Vol. 22, no. 1. Р. 170–187. https://doi.org/10.1287/isre.1090.0273
  17. Van Deursen A. J., Helsper E., Van Dijk J. A. G. M., Eynon R. The compoundness and sequentiality of digital inequality // International Journal of Communication. 2017. No. 11. Р. 452–473.
  18. Ragnedda M. Conceptualizing digital capital // Telematics and Informatics. 2018. Vol. 35, iss. 8. Р. 2366–2375. https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.10.006
  19. Ragnedda M., Ruiu M. L., Addeo F. Measuring Digital Capital: An empirical investigation // New Media & Society. 2019. Vol. 22, iss. 5. https://doi.org/10.1177/1461444819869604
  20. Stolterman E., Fors A. C. Information technology and the good life // Kaplan B., Truex D. P., Wastell D., Wood-Harper A. T., DeGross J. I. (eds) Information Systems Research. IFIP International Federation for Information Processing. 2004. Vol. 143. P. 687–692. https://doi.org/10.1007/1-4020-8095-6_45
  21. Gassmann O., Frankenberger K., Csik M. The St. Gallen Business Model Navigator. Working Paper University of St. Gallen. 18 p. URL: https://wackwork.de/wp-content/uploads/2017/11/St-Gallen-Business-Model-Innovation-Paper.pdf (дата обращения: 27.08.2021).
  22. Verhoef P. C., Broekhuizen T., Bart Y., Bhattacharya A., Dong J. Q., Fabian N., Haenlein M. Digital transformation: A multidisciplinary reflection and research agenda // Journal of Business Research. 2021. Vol. 122. P. 889–901. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.09.022
  23. Henriette E., Feki M., Boughzala I. The shape of digital transformation: A systematic literature review // Ninth Mediterranean Conference on Information Systems (MCIS). Samos, Greece, 2015. Р. 431–443.
  24. Liao Y., Deschamps F., Loures E. D. F. R., Ramos L. F. P. Past, present and future of Industry 4.0 – A systematic literature review and research agenda proposal // International Journal of Production Research. 2017. Vol. 55, iss. 12. Р. 3609–3629. https://doi.org/10.1080/00207543.2017.1308576
  25. Brynjolfsson E., McAfee A. The Second Machine Age. New York: Norton & Company, 2014. 336 р.
  26. Schwab K., Davis N., Nadella S. Shaping the fourth industrial revolution. Currency, 2018. 287 р.
  27. Li L. China’s manufacturing locus in 2025: With a comparison of «Made-in-China 2025» and «Industry 4.0» // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 135. P. 66–74. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.05.028
  28. Xu L. D., Xu E. L., Li L. Industry 4.0: State of the art and future trends // International Journal of Production Research. 2018. Vol. 56, iss. 8. Р. 2941–2962. https://doi.org/10.1080/00207543.2018.1444806
  29. Кравченко Е. С., Овсянникова В. В. Влияние цифровизации на бизнес-модель предприятия: алгоритмы, модели и инструменты digital-трансформации // Вести Автомобильно-дорожного института. 2021. № 4 (39). С. 111–119. EDN GEPAFR
  30. Roblek V., Meško M., Krapež A. A complex view of Industry 4.0 // SAGE Open. 2016. Vol. 6, no. 2. https://doi.org/10.1177/2158244016653987
  31. Rossato C., Castellani P. The contribution of digitalisation to business longevity from a competitiveness perspective // The TQM Journal. 2020. Vol. 32, iss. 4. Р. 617–645. https://doi.org/10.1108/TQM-02-2020-0032
  32. Parviainen P., Tihinen M., Kaariainen J., Teppola S. Tackling the Digitalization Challenge: How to Benefit from Digitalization in Practice // International Journal of Information Systems and Project Management. 2017. Vol. 5, no. 1. Р. 63–77. https://doi.org/10.12821/ ijispm050104
  33. Legner Ch., Eymann T., Hess T., Matt C., Bohmann T., Drews P., Madche A., Irbach N., Ahlemann F. Digitalization: Opportunity and Challenge for the Business and Information Systems Engineering Community // Business & Information Systems Engineering. 2017. Vol. 59, no. 4. Р. 301–308. https://doi.org/10.1007/s12599-017-0484-2
  34. Попов Е. В., Симонова В. Л., Тихонова А. Д. Совершенствование методического инструментария оценки эффективности межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2021. Т. 16, № 3. С. 276–290. https://doi.org/10.17072/ 1994-9960-2021-3-276-290
  35. Calvino F., Criscuolo C. Business dynamics and digitalization // OECD Science, Technology and Industry Policy Papers. 2019. No. 62. https://doi.org/10.1787/6e0b011a-en
  36. Zangiacomi A., Pessot E., Fornasiero R., Bertetti M., Sacco M. Moving towards Digitalization: A Multiple Case Study in Manufacturing // Production Planning & Control. 2020. Vol. 31, iss. 2-3. Р. 143–157. https://doi.org/10.1080/09537287.2019.1631468
  37. Liao Y., Deschamps F., Loures E. de F. R., Ramos L. F. P. Past, present and future of Industry 4.0 – A systematic literature review and research agenda proposal // International Journal of Production Research. 2017. Vol. 55, iss. 12. Р. 3609–3629. https://doi.org/10.1080/00207543.2017.1308576
  38. Schneider P. Managerial challenges of Industry 4.0: An empirically backed research agenda for a nascent field // Review of Managerial Science. 2018. Vol. 12, iss. 3. Р. 803–848. https://doi.org/1007/s11846-018-0283-2
  39. Lasi H., Fettke P., Kemper H. G., Feld T., Hoffmann M. Industry 4.0 // Business & Information Systems Engineering. 2014. No. 6. Р. 239–242. https://doi.org/10.1007/s12599-014-0334-4
  40. Köbnick P. Digitalisation and Business Model Innovation: Exploring the Microfoundations of Dynamic Consistency: Doctoral thesis. Queens’ College, University of Cambridge, 2020. 218 p. URL: https://www.repository.cam.ac.uk/bitstream/handle/ 1810/317890/20210218%201230%20Thesis_pk377_ final%20submission.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 27.07.2021).
  41. Kovaitė K., Stankevičienė J. Risks of digitalisation of business models // Contemporary Issues in Business, Management and Economics Engineering. VGTU Press, 2019. P. 380–387. https://doi.org/10.3846/cibmee.2019.039
  42. Gates B. Business @ the Speed of Thought // Business Strategy Review. 1999. Vol. 10, iss. 2. P. 11–18. https://doi.org/10.1111/1467-8616.00097
  43. Appel S., Kleber P., Frischbier S., Freudenreich T., Buchmann A. Modeling and execution of event stream processing in business processes // Information Systems. 2014. Vol. 46. Р. 140–156. https://doi.org/10.1016/ j.is.2014.04.002
  44. Davenport T. Process innovation: Reengineering work through information technology. Boston: Harvard Business School Press, 1999. 352 р.
  45. Jünger J., Mynarzová M. Význam podnikání ve společnosti // Podnikání v podmínkách Evropské unie. Katowice: Górnoslaska Wyzsza Szkola Handlowa, Slezská univerzita v Opavě, Urzad Miejski v Chelmku, 2009. P. 213–224.
  46. Earl M. J. The new and the old of business process reengineering // Journal of Strategic Information Systems. 1994. Vol. 3, iss. 1. Р. 5–22. https://doi.org/10.1016/0963-8687(94)90003-5
  47. Edwards C., Peppard J. Forging a link between business strategy and business reengineering // European Management Journal. 1994. Vol. 12, iss. 4. Р. 407–416. https://doi.org/10.1016/0263-2373(94)90027-2
  48. Rockart J. F. The line takes the leadership – IS management in a wired society // Sloan Management Review. 1998. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/the-line-takes-the-leadership-is-management-in-a-wired-society (дата обращения: 28.11.2021).
  49. Singh P. K. Management of Business Processes Can Help an Organization Achieve Competitive Advantage // International Management Review. 2012. Vol. 8, iss. 2. Р. 19–26.
  50. Dickmann E. The Basic Business Processes and Business Process Management // The Five Echelon Group. September 28, 2021. URL: https://fiveechelon.com/basic-business-processes-and-business-pro cess-management/# (дата обращения: 27.07.2021).
  51. Новицкая А. А. Оценка уровня цифровизации экономической системы на основе процессного подхода // Вести Института предпринимательской деятельности. 2020. № 2 (23). С. 91–98. EDN FYBBFN
  52. Ragnedda M., Ruiu M. L., Addeo F. Measuring Digital Capital: An empirical investigation // New Media & Society. 2020. Vol. 22, iss. 5. P. 793–816. https://doi.org/10.1177/1461444819869604
  53. Агеев А. И., Асанова Е. А., Глибенко О. В., Ремизов М. В, Смирнова В. А. К цифре готов? Оценка адаптивности высокотехнологичного комплекса России к реалиям цифровой экономики. М.: ИНЭС, 2018. 61 с.
  54. Grebe M., Rüßmann M., Leyh V., Franke V. R., Anderson W. The Leaders’ Path to Digital Value // BCG. June 21, 2021. URL: https://www.bcg.com/publications/2021/digital-acceleration-index (дата обращения: 27.07.2021).
  55. Lichtblau K., Stich V., Bertenrath R., Blum M., Bleider M., Millack A., Schmitt K., Schmitz E., Schröter M. Industrie 4.0 Readiness: This research project was sponsored by VDMA’s IMPULS-Stiftung. Aachen, Cologne, Oct. 2015. 78 p. URL: https://impuls-stiftung.de/wp-content/uploads/2022/05/Industrie-4.0-Readiness-english.pdf (дата обращения: 08.08.2021).
  56. Городнова Н. В., Пешкова А. А. Содержание и методы оценки цифрового потенциала промышленного предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, вып. 5. С. 870–896. https://doi.org/10.24891/ni.15.5.870
  57. Тимохина О. А., Близкий Р. С. Оценка уровня цифровизации промышленных предприятий как одна из приоритетных задач в системе стратегического менеджмента современной организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2020. № 5. С. 48–55. EDN RUTIFH
  58. Хачатрян Г. А., Мухина И. В. Управление цифровой трансформацией компании: корпоративная модель экспресс-оценки «цифровой зрелости» // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 3 (27). С. 149–162. EDN EZWHFK
  59. Бабкин А. В., Пестова А. Ю. Алгоритм оценки уровня цифровизации промышленного предприятия // Цифровая трансформация экономики и промышленности / под ред. А. В. Бабкина. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. С. 673–680.
  60. Бурлака Д. С. Разработка методики оценки уровня цифровизации предприятия: магистерская диссертация. СПб., 2020. 153 с. URL: https://nauch kor.ru/pubs/razrabotka-metodiki-otsenki-urovnya-tsifrovizatsii-predpriyatiya-5efdd9d0cd3d3e00013dcd30 (дата обращения: 08.08.2021).
  61. Мерзлов И. Ю., Шилова Е. В., Санникова Е. А., Сединин М. А. Комплексная методика оценки уровня цифровизации организаций // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10, № 9. С. 2379–2396. http://doi.org/10.18334/epp.10.9.11 0856
Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Игорь Юрьевич Мерзлов, Пермский государственный национальный исследовательский университет

    Доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции

  • Елена Валерьевна Шилова, Пермский государственный национальный исследовательский университет

    Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции

Загрузки

Опубликован

03.04.2023

Выпуск

Раздел

Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами