Государственно-частное партнерство как инструмент минимизации провалов рынка и государства
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2017-2-189-201Аннотация
В современной экономике проблемы, порождаемые несовершенством рыночного механизма, как правило, решаются путём государственного вмешательства. Однако деятельность государства не всегда повышает эффективность использования ограниченных ресурсов. В результате возникает ситуация, когда регулирование провалов рынка сопровождается «фиаско» государства. На сегодняшний день в бюджетной системе Российской Федерации усиливаются негативные тенденции фундаментального и конъюнктурного характера: сохранение сырьевой направленности экспортных операций, значительное ослабление курса российской валюты по отношению к иностранным валютам, стремительное снижение мировых цен на нефть, введение секторальных санкций. Структурные изменения в отечественной экономике 2014 г. оказали влияние на рост инфляции, снижение потребительского спроса и реальных доходов населения, что привело к увеличению нагрузки на бюджеты всех уровней. При этом имеется ряд важных инфраструктурных, социальных и других проектов, реализация которых должна осуществляться за счет бюджетных средств с целью удовлетворения потребностей населения. В сложившихся обстоятельствах решение задачи элиминации или минимизации провалов рынка и государства приобретает особую актуальность для экономики России. Мировой опыт показывает, что обеспечить реализацию социально значимых проектов, снижая бюджетную нагрузку, а также повысить инвестиционную активность предпринимательских структур возможно на основе механизмов государственно-частного партнерства. С учетом формирующейся сегодня нормативно-правовой базы регулирования данных отношений возможности практической реализации государственно-частного партнерства в России, его преимущества и ограничения активно обсуждаются в законодательных и деловых кругах. В статье предлагается механизм минимизации провалов рынка и государства в процессе реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства. На теоретическом модельном примере с использованием инструментария микроэкономики обоснована эффективность государственно-частного партнерства в производстве общественных благ. В качестве практической иллюстрации разработанного механизма предложен проект строительства поликлиники в г. Перми, позволивший продемонстрировать как возможности государственно-частного партнерства в решении задачи минимизации провалов рынка и государства, так и эффективность реализации проекта для публичного и частного партнера. Результаты анализа дополнены систематизацией экономических и правовых рисков, включающей их распределение между субъектами государственно-частного партнерства, а также способы минимизации. Предложенный инструментарий сглаживания провалов рынка и государства может быть использован органами государственной власти Пермского края для совершенствования практики государственно-частного партнерства в регионе.
Ключевые словагосударственно-частное партнерство, провалы рынка, экономическая эффективность, провалы государства, бюджетная эффективность, создание общественных благ
Для цитированияГубанов Д.А., Гимадеева Ю.М. Государственно-частное партнерство как инструмент минимизации провалов рынка и государства // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2017. Том 12. № 2. С. 189–201. DOI 10.17072/1994-9960-2017-2-189-201
Список литературы1. Bozeman B. Public-Value Failure: When Efficient Markets May not Do // Public Administration Review. 2002. Vol. 62, № 2. P. 145–161.
2. Нехамкин А. Нифаева О. Провалы рынка: моральный аспект // Общество и экономика. 2013. № 11. С. 166–171.
3. Радыгин А., Энтов Р. Провалы государства: теория и политика // Вопросы экономики. 2012. № 12. С. 4–30.
4. Alesina A., Tabellini G. Bureaucrats or Politicians? // American Economic Review. 2007. Vol. 97. P. 169–179.
5. Krueger A. Government Failures in Development // Journal of Economic Perspectives. 2000. Vol. 4. P. 9–23.
6. Архипова О.В. Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27. С. 12–16.
7. Гонтарь Н.В. «Провалы государства»: факторы формирования и механизмы влияния на экономические процессы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. № 5. С. 6–16.
8. Муравьев Н.В., Фирсова А.А. Государственно-частные партнерства как инструмент инно-вационного развития и преодоления провалов рынка: критическая оценка // Инновации. 2013. № 8 (178). С. 74–78.
9. Корчагина А.С. Сущность государственно-частного партнёрства // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 263–270.
10. Blondal J.R. Market-type mechanisms and the provision of public services // OECD Journal of budgeting. 2012. № 1. P. 79–106.
11. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнёрство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансовые аспекты: монография. М.: Буки Веди, 2012. 492 с.
12. Савченко Я.В., Евсеева М.В. Особенности управления государственно-частным партнерством на региональном уровне с использованием проектного и процессного подходов // Управленец. 2014. № 6. С. 24–29.
13. Лисицкая Т.С., Пуй О.Е. Эффективность внедрения проектов государственно-частного партнерства: региональный аспект // Науковедение. 2016. № 6. С. 1–10.
14. Жилина О.А. Государственно-частное партнерство: этап становления. Проектный подход к управлению государственно-частным партнерством // Российское предпринимательство. 2009. № 1–2. С. 20–25.
15. Шадрина Е.В., Виноградов Д.В. Государственно-частное партнерство как форма организации бизнеса // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 5–19.
16. McQuaid R.W. The role of partnerships in urban economic generation // International journal of Public-Private-Partnerships. 2012. Vol 2. P. 3–28.
17. Moszoro M. Efficient Public-private-partnerships // IESE Business school working paper. 2011. № 884. P. 12–23.
18. Хакимова С.Д. Государственно-частное партнерство: инфраструктура и перспективы создания // Экономика и социум. 2015. № 2–4 (15). С. 1082–1084.
19. Moszoro M., Krzyzanowska M. Implementing Public-private-partnership in municipalities // IESE Business school working paper. WP-908. 2011. P. 2–12.
20. Сюткин М.В. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России // Проблемы современной экономики.. 2011. № 4. С. 314–316.
21. Габдуллина Э.И. Оценка эффективности проектов ГЧП как механизма взаимодействия власти и бизнеса в регионе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 54–58.
22. Матаев Т.М. Типология рисков по проектам государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. 2012. № 3 (201). С. 4–10.
23. Климов П.Е. Распределение рисков в проектах государственно-частного партнерства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 44. С. 18–25.
24. Андреева Е.С. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства: методологический подход // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 12. С. 300–303.
25. Беленко Е.И., Садовникова Ю.Ю. Государственно-частное партнерство как инструмент совершенствования управления здравоохранением региона // Экономика и социум. 2016. № 12. С. 314–326.
26. Малых Н.И. Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2. С. 153–158.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.