Сценарный подход в реализации стратегических приоритетов развития муниципальных образований

Авторы

  • Юрий Николаевич Лапыгин Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-0173-0852
  • Дарья Владимировна Тулинова Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-1004-3018

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2017-4-649-664

Аннотация

В рамках действующего в России законодательства приоритеты развития муниципальных образований должны устанавливаться в процессе разработки стратегии и определять значимость отдельных проектов и программ стратегического плана траектории их социально-экономической модернизации. План мероприятий по реализации стратегии в соответствии с законодательством является самостоятельным документом стратегического планирования и формируется после разработки стратегии. Однако, несмотря на это, в научной литературе не прекращаются дискуссии об отношении процедур перехода от стратегических приоритетов к плану реализации стратегии. Представляет интерес предметная область исследований, ориентированная на формирование сценариев реализации стратегических перспектив с позиций системного подхода с опорой на стратегические цели и результаты стратегического анализа. Приоритеты развития муниципальных образований устанавливаются, исходя из сочетания системы целей, к которым следует отнести цели, ориентированные на далекую перспективу (ориентированные на Видение), главные цели (ориентированные на реализацию Миссии) и стратегически значимые цели, ориентированные на текущую ситуацию (сформулированные по результатам SWOT-анализа). Разработанный алгоритм составления сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципальных образований учитывает различные подходы к формированию вариантов реализации стратегии и построен на основе предложенных авторами различных языков описания возможных сценариев (конфигуратор сценариев). Авторский подход построения конфигуратора сценариев отличает необходимость разработки трех инструментов формирования сценариев, основанных на сочетании приоритетных направлений развития муниципальных образований со стратегическими целями, с ожидаемыми результатами реализации стратегии и результатами анализа факторов внешней и внутренней среды. Инструментарий исследования составляют морфологические матрицы, которые отражают основное содержание указанных приоритетных направлений развития муниципальных образований. Сценарии, построенные авторами в рамках отмеченного подхода, позволяют получить комплексное описание возможных результатов достижения стратегических приоритетов развития муниципальных образований, что обеспечивает согласованность проектов и программ, а также мероприятий плана реализации стратегии. Кроме того, проведенное исследование открывает возможность структурной систематизации указанных проектов и программ, что позволяет повысить эффективность реализации стратегии на основе ранжирования взаимоувязанных элементов стратегического плана. Перспективу дальнейших исследований составляет разработка процедур построения плана реализации стратегии и формирование системы инструментов, обеспечивающих переход от стратегии развития муниципального образования к плану мероприятий по реализации самой стратегии.

Ключевые слова

стратегическое планирование, муниципальное образование, целевой сценарий, конфигуратор сценариев, приоритеты развития, цели, видение, миссия, результаты, матрицы решений

Для цитирования

Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Сценарный подход в реализации стратегических приоритетов развития муниципальных образований // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2017. Том 12. № 4. С. 649–664. DOI 10.17072/1994-9960-2017-4-649-664

Список литературы

1. Дьяконов А.А. Методические инструменты разработки стратегии развития муниципального образования // Вестник Поволжского института управления. 2013. № 2. С. 91–98.
2. Васильева В.Б. Порядок формирования и разработка стратегии развития муниципального образования // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2013. № 17. С. 216–219.
3. Акиндеев Ю.А., Ковальцев Г.И., Лукьянова М.Н. Возможные стратегии перспективного развития муниципальных образований // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.2015. № 12. С. 890–893.
4. Родионова И.Г. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Современное общество и власть. 2016. № 1.С. 67–70.
5. Каткова М.А, Колядин Н.П. Методологические аспекты разработки стратегии социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 5(49) С. 66–70.
6. Терещенко Н.В. Отдельные аспекты формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 34. С. 78 –83.
7. Лукьянова М.Н., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Теоретическая модель проектирования стратегии социально-экономического развития муниципальных образований России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.2015. № 4–1. С. 79–88.
8. Трахтенберг Б.А. Методика проведения экспертного анализа, обеспечивающая определение приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Регион: системы, экономика, управление.2011.№ 3.С. 68–72.
9. Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. Место форсайта в разработке стратегии // Региональная экономика: теория, проблемы и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Владимир: ВФ РАНХиГС, 2015. С. 210–215.
10. Крюков С.В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего // Terra Economicus.2010. Т. 8, № 3–2. С. 7–17.
11. Швецов А.Н. Прогнозирование регионального развития: задачи, методы, проблемы // Федерализм. 2009. № 3(55). С. 43–58.
12. Arora S., Kumar V.N., Agrawal R. Making strategy process intelligent with business intelligence: an empirical investigation // International Journal of Data Analysis Techniques and Strategies. 2015. Vol. 7, № 1. P. 77–95. doi: 10.1504/IJDATS.2015.067702.
13. Goodman M., Dingli S.M. Creativity and strategic innovation management. L.: Routledge Publ., 2012. 304p.
14. Building competitive regions: strategies and governance. Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), 2005. 142 p.URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264009479-en (дата обращения: 08.08.2017).
15. Maitland E., Sammartino A. Decision making and uncertainty: The role of heuristics and experience in assessing a politically hazardous environment // Strategic Management Journal. 2015. Vol. 36, № 10. P. 1554–1578. doi: 10.1002/smj.2297.
16. Стариков Е.Н., Прядилина Н.К., Долженко Л.М. Сценарии развития социально-экономических систем муниципальных образований // ЭКО-потенциал. 2015.№ 2. С. 81–86.
17. Malganova I., Zagladina H. Regional socio-economic development on the basis of scenario fore-casting method // Procedia – Economics and Finance. 2015. Vol. 24. P. 371–375. doi: 10.1016/S2212-5671(15)00683-8.
18. Шмидт А.Н., БанниковА.Ю. О системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 10. С. 262–272.
19. Лапыгин Ю.Н. Методы сценарного планирования // Система подготовки управленческих кадров региона: история и современность: материалы междунар. конф. Владимир: Собор, ВФРАГС, 2009.С. 168–171.
20. Kaltenbrunn W.Determinantsoftheperformanceofstrategicinitiatives. Gabler Publ., 2009. 60 p.
21. Agranoff R., McGuire M. Collaborative public management: New strategies for local governments. Washington, DC: Georgetown University Press, 2004. 232 p.
22. Huber M., Pallas M. Customising stakeholder management strategies: Concepts for long-term business success. Springer, 2006. 140 p.
23. Абрамов Р.А. Механизм реализации региональных стратегий перспективного развития муниципальных образований, основанный на кластеризации регионов // Вопросы региональной экономики. 2015. Т. 25. № 4. С. 3–6.
24. Лапыгин Д.Ю. Сочетание целей в стратегии региона // Статистика и экономика. 2015. № 1. С. 82–88. doi: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2015-1-82-88.
25. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Логика стратегических матриц // Динамика сложных систем. 2012. Т. 6. № 4. С. 12–25.

Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Юрий Николаевич Лапыгин, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

    Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; профессор кафедры экономики и стратегического управления, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

  • Дарья Владимировна Тулинова, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

    Аспирант кафедры менеджмента

Загрузки

Опубликован

28.12.2017

Выпуск

Раздел

Региональная и муниципальная экономика