Формирование и развитие человеческого капитала научно-педагогических кадров в организациях высшего образования РФ
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2018-1-140-153Аннотация
При попытке соблюсти баланс между традициями и инновациями в сфере высшего образования в России существуют противоречия между сложившейся в течение многих лет моделью научной и образовательной деятельности и необходимостью ее внутренней трансформации под влиянием глобальных образовательных трендов. Одна из основных проблем связана с реализацией кадровых стратегий в высшем образовании. В особенности актуальность приобретают вопросы кадрового обеспечения развития системы отечественного высшего образования, формирования человеческого капитала научно-педагогических кадров для вузов России. Целью исследования является разработка модели управления эффективностью научно-педагогических кадров, формирующей основу для развития человеческого капитала в высшем образовании в условиях глобальных образовательных трендов. Научно-методической основой работы послужили положения неоклассической экономики труда (концепция человеческого капитала), теории интеллектуальных работников и интеллектуального труда, материалы исследований российских и зарубежных экономистов и теоретиков менеджмента в области управления эффективностью персонала высшей школы. Методы исследования включают общенаучные методы познания, а также экономико-математическое моделирование и анализ статистических данных, характеризующих качество человеческого капитала вузов России. Информационно-эмпирическую базу авторского исследования составили данные Росстата, аналитические материалы НИУ ВШЭ и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. Научная новизна работы заключается в моделировании человеческого капитала в зависимости от источников его формирования и разработке основ управления эффективностью научно-педагогических кадров в соответствии со стратегическими целями развития отечественных вузов. Основные выводы и перспективы исследования определяются возможностями реализации разработанных моделей в планировании перспективных направлений деятельности научно-педагогических кадров, ориентированных на модернизацию системы высшего образования России в целом.
Ключевые словачеловеческий капитал, высшее образование, научно-педагогические кадры, образовательные тренды, интеллектуальный труд, уравнение Дж. Минцера, модель управления, индикаторы результативности
Для цитированияКельчевская Н.Р., Черненко И.М., Ширинкина Е.В. Формирование и развитие человеческого капитала научно-педагогических кадров в организациях высшего образования РФ // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2018. Том 13. № 1. С. 140–153. DOI 10.17072/1994-9960-2018-1-140-153
Список литературы1. Байгулов Р.М. Результаты социально-экономических и междисциплинарных научных исследований XXI века: монография. Самара: НИЦ, 2016. 346 с.
2. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Оценка процесса реформирования высшего образования в России // Экономика, социология и право. 2016. № 10. С. 20–24.
3. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Современный университет и вызовы инноваций // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1 (83). C. 28–42.
4. Ширинкина Е.В. Периодизация и генезис высшего образования в России в русле идеи формирования человеческого капитала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3–2 (80–2). С. 289–295.
5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество. М.: Логос, 2000. 186 с.
6. Волков А.Е. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. 39 с.
7. Попов Е.В., Власов М.В., Кочетков Д.М. Влияние экономики знаний на экономическое развитие российских регионов: методика измерения и практическое применение // Вестник Пермского университета. Экономика. 2016. № 4 (31). С. 106–116. doi 10.17072/1994-9960-2016-4-106-116.
8. Ширинкина Е.В. Оценка качества образования в формировании человеческого капитала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). С. 138–143.
9. Khasawneh S. Human capital planning in higher education institution: A strategic human resource development initiative in Jordan // International Journal of Educational Management. 2011. Vol. 25. № 6. Р. 534–544. doi: 10.1108/09513541111159040.
10. Armstrong M. Performance management: Key strategies and practical guidances. L.: Kogan Page, 2000. 192 с.
11. Butler D. Investigating journals: The dark side of publishing. The explosion in open-access publishing has fuelled the rise of is questionable operators // Nature. 2013. Vol. 495. Р. 433–435.
12. Jackson M.P. The role of the head of department in managing performance in UK universities // International Journal of Education Management. 1999. Vol. 13. Iss. 3. P. 142–149.
13. Walters M. Performance management Handbook. L.: Institute of personnel and development Publ., 1995. 160 p.
14. Pursglove J., Simpson M. Benchmarking the performance of English universities // Benchmarking: An International Journal. 2007. № 14. (1). Р. 102–122.
15. Sayed N. Ratify, reject or revise: Balanced scorecard and universities // International Journal of Educational Management. 2013. Vol. 27. № 3. Р. 203–220.
16. Umashankar V., Dutta K. Balance scorecards in managing higher education institutions: An Indian perspective // International Journal of Educational Management. 2007. Vol. 21. № 1. Р. 54–67.
17. Blaug M. The Empirical status of human capital theory: A Slightly jaundiced survey //Journal of Economic Literature. 1976. Vol. 14. № 3. Р. 827–855.
18. Kagaari J. Performance management practices and managed performance: The moderating influence of organizational culture and climate in public universities in Uganda // Measuring Business Excellence. 2011. Vol. 15. № 4. Р. 36–49. doi: 10.1108/13683041111184099.
19. Kagaari J., Munene J.C., Ntayi J.M. Performance management practices, employee attitudes and managed performance // International Journal of Educational Management. 2010. Vol. 24. № 6. Р. 507–530. doi: 10.1108/0951354101106763.
20. Mincer J.A. Schooling, experience and earnings. New York: Columbia University Press, 1974. P. 41–63.
21. Шестакова Н.Н., Васильев И.Г., Чистякова Н.Е. Исследование человеческого капитала старших возрастов: постановка проблемы // Вестник Пермского университета. Экономика. 2016. № 4 (31). С. 31–48. doi 10.17072/1994-9960-2016-4-31-48.
22. Рощина Я.М. Преподаватели учреждений профессионального образования на рынке образовательных услуг в 2010–2015 гг. // Мониторинг экономики образования: информационный бюллетень. М.: НИУ-ВШЭ, № 10 (73), 2013. 60 с.
23. Юдкевич М.М., Горелова О.Ю. Академический инбридинг – причины и последствия // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1 (95). С. 73–83.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.