Методология учета и измерения образовательной миграции населения: проблемы и перспективы развития

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2018-2-319-333

Аннотация

Работа посвящена обзору существующих методологий измерения образовательной миграции населения. Целью статьи является анализ существующих методов сбора данных этого демографического процесса. В статье показано, что в настоящее время не уделяется должного внимания такому виду перемещений населения, несмотря на усиление оттока молодежи в центральные вузы по различным причинам. Недостаточное количество данных не позволяет оценить масштаб существующей проблемы оттока населения за пределы региона и их дальнейшие миграционные установки. Одним из достоверных источников информации о миграции выступает система статистического учета в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации, но и она не дает детализированных данных об образовательной миграции населения. В ряду основных институтов сбора данных о миграции стоят ведомства (Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство труда и социальной защиты населения) и их подведомственные организации. Сегодня потребность в многоаспектном познании механизмов и тенденций миграции существенно возросла. Это обуславливает пристальное внимание к ней представителей многих отраслей научного знания. В социологии актуализируется применение качественных методов в изучении миграции населения. В быстро меняющихся социальных условиях качественные методы социологии (биографический метод, фокус-группы, углубленные интервью и т.п.) становятся важным инструментом получения информации. В статье обобщены вышеперечисленные методологические подходы, показаны их преимущества и недостатки. В ходе исследования был рассмотрен отечественный и зарубежный опыт сбора данных по образовательной миграции. Новизна исследования состоит в ретроспективном анализе основных источников данных по образовательной миграции населения. Сделан вывод о том, что использование статистического учета и социологического наблюдения в совокупности позволит выявить текущее состояние образовательной миграции населения, дальнейшие миграционные установки молодежи, а также специфические факторы, влияющие на дальнейшие перемещения выпускников образовательных организаций, с целью моделирования.

Ключевые слова

миграция, образовательная миграция, данные миграции, статистический учет, методика статистического учета, социологическое обследование, качественные методы, агент-ориентированное моделирование, человеческий капитал

Для цитирования

Корепина Т.А. Методология учета и измерения образовательной миграции населения: проблемы и перспективы развития // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2018. Том 13. № 2. С. 319–333. DOI 10.17072/1994-9960-2018-2-319-333

Список литературы

1. Варшавская Е.Я., Чудиновских Е.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 3. С. 36–58.
2. Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Теория «дифференциальной урбанизации» и иерархия городов в России на рубеже XXI века // Проблемы урбанизации на рубеже веков. Смоленск: Ойкумена, 2002. С. 71–86.
3. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2010. № 3. С. 123–133.
4. Корепина Т.А. Сравнительный анализ подходов к моделированию миграции // Вопросы территориального развития. 2017. № 1 (36). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/2132/full (дата обращения: 25.11.2017).
5. Леонидова Г.В., Вячеславов В.Н. Гендерные особенности внутрирегиональной миграции населения // Вопросы территориального развития. 2016. № 2 (32). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/ article/1822/full (дата обращения: 27.11.2017).
6. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д., Агеева А.Ф. Агент-ориентированный подход при моделировании трудовой миграции из Китая в Россию // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 2. С. 331–341. doi 10.17059/2017-2-1.
7. Панов М.М. Анализ миграционных потоков населения районов Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 4 (40). С. 124–138. doi: 10.15838/esc/2015.4.40.8.
8. Леденева Л.И. История формирования статистического учета учебной миграции в СССР // Вопросы статистики. 2009. № 3. С. 68–76.
9. Леденева Л.И., Некипелова Е.Ф. Эмиграционные намерения элитарной научной молодежи // Демоскоп Weekly. 2003. № 115. URL: http://demoscope.ru/weekly/2003/0115/tema02.php (дата обращения: 20.11.2017).
10. Чудиновских О.С. Причины и последствия кризиса российской миграционной статистики // Отечественные записки. 2004. № 4 (19). URL: http://www.strana-oz.ru/2004/4/prichiny-i-posledstviya-krizisa-rossiyskoy-migracionnoy-statistiki (дата обращения: 20.11.2017).
11. Чудиновских О.С. Причины миграции в Россию // Проблемы прогнозирования. 1998. № 5. С. 121–132.
12. Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 135–142.
13. Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–277.
14. Мотрич Е.Л., Ли Е.Л., Скрипник Е.О. Студенчество Хабаровского края. Социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения // Социологические исследования. 2008. № 5. С. 47–57.
15. Гольцова Е.В. Миграционное поведение молодежи Иркутской области // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 103–109.
16. Горбунова Е.В., Ульянова В.В., Фурманов К.К. Построение модели выбытия студентов по данным университетов с разной периодичностью рубежного контроля // Прикладная эконометрика. 2017. № 1 (45). С. 116–135.
17. Castles S., Miller M. The age of migration: International population movement in the modem world. London, 1998. 401 p.
18. Hunt J.C., Kau J.B. Migration and wage growth: A human capital approach // Southern Eco-nomic Journal. 1985. Vol. 51. № 3. P. 697–710.
19. Johnson J.H., Salt J. Labour migration within organizations: an introductory study // Tijdschrift voor economische en sociale geografie, 1980. Vol. 71. № 5. P. 277–284.
20. Kananec M., Kralikova R. Higher educational policy and migration: The role of educational student mobility // CESifo DICE Report. 2011. P. 20–27.
21. Borjas G.J. Immigration and welfare magnets // Journal of Labor Economics. 1999. Vol. 17. № 4. P. 607–637.
22. Heiland F. The collapse of the Berlin wall: Simulating state-level East to West German migra-tion patterns. In Book: Agent-based computational demography. Billari F.C., Prskawetz A. (eds.). Springer-Verlag Heidelberg, 2003, pp. 73–96.
23. Moska I., Wright R.E. National and international graduate migration flows // Population Trends. 2010. Vol. 141. Iss. 1. P. 36–53.
24. Sage J., Evandrou M., Falkingham J. The complex migration pathways of UK graduates. CPC Briefing Paper, 2012, no. 9. URL: https://eprints.soton.ac.uk/344930/1/BP9_Migration_Pathways_ of_UK_ Graduates%255B1%255D.pdf (дата обращения: 15.11.2017).
25. Иванова Е.И. Миграционные намерения современных поколений россиян: новая волна миграции // Проблемы прогнозирования. 2017. № 3. С. 106–118.

Показать весь текст

Сведения об авторе

  • Татьяна Андреевна Корепина, Вологодский научный центр Российской академии наук

    Инженер-исследователь

Загрузки

Опубликован

30.06.2018

Выпуск

Раздел

Актуальные вопросы бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа