Транспортно-логистический комплекс страны в условиях структурной перестройки экономики: макроэкономические подходы к анализу эффективности
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2018-2-228-250Аннотация
При структурной перестройке экономики территориальных систем национального уровня роль и особенности функционирования транспортно-логистического комплекса существенно меняются. В свою очередь он сам оказывает существенное влияние на развитие экономики и определяет возможности, направления и интенсивность трансформационных процессов в экономике страны. Учитывая особую роль транспорта и логистики в экономическом и общественном развитии, их оптимизация должна происходить целенаправленно, своевременно и рационально, а также с учетом имеющихся планов стратегического и пространственного развития. Для успешного развития транспортно-логистического комплекса необходима комплексная система показателей, способная адекватно оценить эффективность его деятельности, необходимость и направленность оптимизационных процессов. Для решения этой задачи в статье предложены макроэкономические подходы и разработана индикативная система показателей для оценки эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса страны. Развитие и эффективность функционирования транспортного комплекса оценивается через систему макроэкономических показателей, базирующихся на сопоставлении отдельных компонентов системы национальных счетов по экономике в целом и по транспортно-логистическому комплексу в частности, а также на основе анализа натуральных показателей, характеризующих результативность деятельности транспортного комплекса. В качестве временного среза взят ретроспективный ряд с 2002 по 2016 гг. Приоритетными методами исследования стали статистический и компаративный анализ. Новизну авторского исследования составляют разработанные и обоснованные макроэкономические подходы к оценке эффективности деятельности транспортно-логистического комплекса стран и макрорегионов. В исследовании уточнена роль транспортно-логистического комплекса в формировании добавленной стоимости и промежуточного потребления и приводится более подробный макроэкономический анализ эффективности функционирования транспортно-логистических комплексов России, США, Германии и Китая. В ходе исследования выявлено, что в России при снижении объемов перевозимых грузов и количества пассажиров издержки на транспортировку грузов и пассажироперевозки, выраженные в промежуточном потреблении и частично в добавленной стоимости транспортно-логистического комплекса, значительно возрастают, особенно в сравнении с другими странами. Результаты исследования должны послужить основой для разработки мер и механизмов оптимизации функционирования транспортно-логистического комплекса, а также мониторинга эффективности его деятельности и успешности принятия оптимизационных решений. Перспективы дальнейших исследований автора связаны с рассмотрением особенностей функционирования отдельных категорий транспортной деятельности, а также потоков промежуточных продуктов и добавленной стоимости по отдельным отраслям экономики и видам деятельности.
Ключевые словатранспортно-логистический комплекс, макроэкономические показатели, система национальных счетов, добавленная стоимость, промежуточное потребление, региональная экономика, приведенный грузооборот, эффективность, оптимизация транспортной системы
Для цитированияНиколаев Р.С. Транспортно-логистический комплекс страны в условиях структурной перестройки экономики: макроэкономические подходы к анализу эффективности // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2018. Том 13. № 2. С. 228–250. DOI 10.17072/1994-9960-2018-2-228-250
БлагодарностиИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №17-78-10066 «Оптимизация транспортно-логистической системы России и регионов как инструмент устойчивого развития»).
Список литературы1. Кульков В.М. Завершился ли переходный период в экономике России? // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. №4 (40). С. 45–59. doi: 10.15838/esc/2015.4.40.3.
2. Гринберг Р.С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы. Общие итоги системной трансформации // Век глобализации. 2015. №1. С. 166–182.
3. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты // Мир новой экономики. 2017. №3. С. 90–96.
4. Зарецкая Л.М. Исследование возможностей применения «зеленых» технологий при управлении цепями поставок // Торгово-экономический журнал. 2015. №2. С. 91–100. doi: 10.18334/tezh.2.2.570.
5. Seroka-Stolka O. The Development of Green Logistics for Implementation Sustainable Development Strategy in Companies // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 151. P. 302–309. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.10.028.
6. Mariotti I. Transport and logistics in a globalizing world. A focus on Italy. Springer – Heidelberg – New York, 2015. 100 p.
7. Candemir Y., Çelebi D. An inquiry into the analysis of the Transport & Logistics Sectors’ Role in Economic Development // Transportation Research Procedia. 2017. № 25. Р. 4696–4711. doi: 10.1016/j.trpro.2017.05.317.
8. Shepherd B. Logistics Costs and Competitiveness: Measurement and trade policy applications. World Bank, Washington, DC, 2011. 39 p.
9. Candemir Y., Çelebi D. Connotations over the importance of Logistics Chains Facing the Global Economy in Transition: Some Methodological Issues // Second World Keynes Conference. PAU Denizli, 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/298402760_CONNOTATIONS
_OVER_THE_IMPO-RTANCE_OF_LOGISTICS_CHAINS_FACING
_THE_GLOBAL_ECONOMY_IN_TRANSITION_SOME
_METHODOLOGICAL_ISSUES (дата обращения: 01.03.2018).
10. Banister D., Stead D. Reducing transport intensity // European journal of transport and infrastructure research 2002. Vol. 2. № 3/4. P. 161–178.
11. Rantasila K., Ojala L. National-level logistics costs: an overview of extant research // International Journal of Logistics Research and Applications: A Leading Journal of Supply Chain Management. 2015. Vol. 18. Iss. 4. Р. 313–324. doi: 10.1080/13675567.2015.1016413.
12. Baptist S., Hepburn C. Intermediate inputs and economic productivity // Philosophical Transac-tions of the Royal Society A. 2013. № 371 (1986). P. 1–21.
13. Николаев Р.С. Пространственно-функциональная структура территориальной транспортно-логистической системы Пермского края: автореф. дис. … канд. геогр. наук. Пермь, 2013. 24 с.
14. Лучников А.С., Николаев Р.С. Основные элементы и особенности территориальной организации промышленного комплекса Пермского края // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. 2017. Т. 3‒2. № 4. С. 102–114.
15. Николаев Р.С. Оценка эффективности и возможностей оптимизации транспортно-логистических процессов в территориальных общественных системах // Геопоиск-2016: материалы I всеросс. науч. конгресса молодых ученых-географов (г. Тверь, ТвГУ, 3–10 окт. 2016 г.) / Твер. гос. ун-т. Тверь, 2016. С. 512–534.
16. Luchnikov A.S., Nikolaev R.S. Directions for optimizing of the economic framework as an instrument for regional development // R-Economy. 2017. Vol. 3, Iss. 4. P. 212–227.
17. Мясникова Л.А. Логистика аддитивных производств // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. Т. 1. Вып. 1. С. 419–422.
18. Чеботаев А.А. Уровни трудо- и энергоемкости как факторы инновационной и деловой активности перевозок в экономике // Инновационный транспорт. 2017. № 4 (26). С. 38–48. doi: 10.20291/2311-164X-2017-4-38-48.
19. Краснощек А.А. О роли железнодорожного транспорта в обеспечении экономической безопасности // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2006. .№ 1/2 (17/18). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1012 (дата обращения: 21.03.2018).
20. Garcia C., Levy S., Limão S., Kupfer F. Correlation between Transport Intensity and GDP in European Regions: A new Approach // 8th Swiss Transport Research Conference (October 15–17, 2008 ), Monte Verità/Ascona, 2008. URL: http://www.strc.ch/2008/2008_Garcia_Levy_Limao_Kupfer_ Transport-Intensity_ GDP.pdf (accessed 21.03.2018).
21. Принзюк И.В. Стратегические аспекты государственного регулирования доставки товаров // Вестник НГУ. Социально-экономические науки. 2013. Т.13, вып. 3. С. 19–25.
22. Григорцевич С.В. Рынок транспортных услуг и его дальнейшее развитие по мере интеграционных процессов в Республике Беларусь и мировой экономике // Труды БГТУ. Экономика и управление. 2015. № 7. С. 48–54.
23. Kelly G., La Cava G. International Trade Costs, Global Supply Chains and Value-Added Trade in Australia // Research Discussion Paper, 2014, no. 7. 52 p.
24. Böhringer C., Löschel A. Empirical Modeling of the Economy and the Environment. Physica-Verlag – Heidelberg, 2003. 325 p.
25. Rutner S.M., Langley C.J.Jr. Logistics value: definition, process and measurement // The International Journal of Logistics Management. 2000. Vol. 11. Iss. 2. Р. 73–82.
26. Курбатова А.В., Овчинников П.Н. К вопросу об эффективности транспортно-промышленной кластеризации // Вестник ГУУ. 2016. № 6. С. 79–86.
27. Kilibarda M. J., Andrejić M. M., Popović V. J. Creating and measuring logistics value // 1st Logistics International Conference Belgrade (November 28–30, 2013). Serbia, 2013. Р. 197–202.
28. Носов А.Л. Статистический анализ национальной логистики // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. № 3 (22). C. 60–63.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.