Организационная структура как фактор формирования модели корпоративной социальной ответственности в румынских компаниях
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2019-1-145-159Аннотация
В сложившихся на современном этапе корпоративных отношениях в глобальной экономике сложно переоценить роль корпоративной социальной ответственности в создании фундаментальных основ социально-экономического взаимодействия на принципах устойчивого развития. Корпоративная социальная ответственность представляет собой добровольную инициативу отдельных корпораций по реализации системной социальной политики в интересах общества в целом через выполнение социально значимых обязательств, установленных законами, нормами этики, принятыми правилами поведения. В связи с этим актуальность исследования феномена корпоративной социальной ответственности заключается в том, что корпорации своим социально значимым поведением предопределяют социальные ценности в обществе и определяют вектор его социально-экономического развития. Принимая во внимание тот факт, что базисом системы корпоративной социальной ответственности выступают трудовые отношения, встроенные в социально-экономический механизм корпорации, основу которого составляет организационная структура компании, мы исследуем влияние организационной структуры на практику корпоративной социальной ответственности c целью выявления различий в системах корпоративной социальной ответственности компаний с разными типами организационных структур. Сделан теоретический обзор подходов к пониманию сущности организационных структур и моделей корпоративной социальной ответственности. В анализе организационных структур использован синтетический подход, основанный на их разделении на два типа – механистические (с высоким уровнем иерархии и степени разделения труда) и органические (гибкие и лучше приспособленные к быстрой смене внешних условий, включая появление новых технологий) организационные структуры. Гипотезой исследования является предположение о том, что компании с органическими организационными структурами являются более прогрессивными в развитии систем корпоративной социальной ответственности и внедрении принципов корпоративной социальной ответственности в свою хозяйственную практику. Информационной базой исследования выступила социальная и экологическая отчетность румынских компаний с численностью сотрудников более 249 человек. Методы исследования – case-study, интервьюирование, инструментарий экономико-математического анализа данных. В ходе анализа современного состояния корпоративной социальной ответственности в Румынии и результатов 87 опросов представителей румынских компаний установлено, что вне зависимости от типа организационной структуры важнейшими факторами развития системы корпоративной социальной ответственности являются имидж компании и ее репутация на рынке, практика закупок (например, соблюдение деловыми партнерами и поставщиками этического кодекса компании), оценка бизнес-партнерами соблюдения прав человека в компании, отраслевые тенденции устойчивого развития. При этом подтверждается гипотеза о том, что компании с механистическими и органическими организационными структурами по-разному оценивают роль факторов корпоративной социальной ответственности. Так, для компаний с механистическими организационными структурами принципиальное значение в развитии систем корпоративной социальной ответственности имеют имидж и репутация на рынке, оценка бизнес-партнерами соблюдения прав человека, практика закупок, мотивация и компетенции персонала, отсутствие дискриминации в оплате труда мужчин и женщин. В компаниях с органическим типом организационной структуры имидж и репутация на рынке имеет больший вес, так же как и уровень интернационализации компании, использование этикеток ECO, отраслевые тенденции устойчивого развития и производственная эффективность. Что касается выгод от внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в деятельность компаний, установлено, что различия преимущественно наблюдаются в средних оценках анализируемых факторов в пользу компаний с органическими организационными структурами. Полученные результаты дают возможность построить профили корпоративной социальной ответственности компаний с разными типами организационных структур, идентифицировать преимущества развития систем корпоративной социальной ответственности и детализировать стратегические приоритеты социально ориентированной деятельности компаний, что составляет перспективы будущих исследований автора.
Ключевые словакорпоративная социальная ответственность, организационная структура, органическая организационная структура, механистическая организационная структура, факторы развития корпоративной социальной ответственности, устойчивое развитие, эффективность
Для цитированияCrisan-Mitra C.S. Organizational structure as a factor of development of corporate social responsibility in Romanian companies // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2019. Том 14. № 1. С. 145–159. DOI 10.17072/1994-9960-2019-1-145-159
Список литературы1. Idemudia U. Corporate social responsibility and developing countries: Moving the critical CSR research agenda in Africa forward. Progress in Development Studies, 2011, vol. 11, iss. 1, pp. 1–18.
2. Burns T., Stalker G.M. The Management of innovation. Tavistock Publ., London, 1962. 269 p.
3. Weick K.E., Browning L.D. Argument and narration in organizational communication. Journal of Management, 1986, vol. 12, iss. 2, pp. 243–259.
4. Morand D.A. The role of behavioural formality and informality in the enactment of bureaucratic versus organic organizations. Academy of Management Review, 1995, vol. 20, no. 4, pp. 831–872.
5. Blau J.R., Alba R.D. Empowering nets of participation. Administrative Science Quaterly, 1982, vol. 27, no. 3, pp. 363–379.
6. Poza E.J, Markus L. Success story: The team approach to work restructuring. Organizational Dynamics, 1980, vol. 3, pp. 3–25.
7. Manz C.C., Sims H.P. Leading self-managed groups: A conceptual analyses of a paradox. Economic and Industrial Democracy, 1986, vol. 7, iss. 2, pp. 141–165.
8. Walton R.E., Schlesinger L.A. Do supervisors thrive in participative work systems? Organizational Dynamics, 1979, vol. 7, no. 3, pp. 24–38.
9. Albers S., Wohlgezogen F., Zajac E.J. Strategic alliance structures: An organization design perspective. Journal of Management, 2016, vol. 42, no. 3, pp. 582–614. doi: 10.1177/0149206313488209.
10. Young-Hyman T. Cooperating without co-laboring: How formal organizational power moderates cross-functional interaction in project teams. Administrative Science Quarterly, 2017, vol. 62, iss. 1, pp. 179–214.
11. Perez-Valls M., Cespedes-Lorente J., Martınez-del-Rıo J., Antolın-Lopez R. How organizational structure affects ecological responsiveness. Business and Society, 2017, pp. 1–37. doi: 10.1177/0007650317696313.
12. Iamandi I.E. The application of corporate social responsibility models in Romania in the context of the post-accession to the European Union. Economy Transdisciplinary Cognition, 2011, vol. 14, iss. 1, pp. 27–34.
13. Crisan-Mitra C., Borza A. How measuring CSR performance impacts CSR results. Interdisciplinary Management Research, 2015, vol. 11, pp. 869–879.
14. Popa R.A. The corporate social responsibility practices in the context of sustainable development. The case of Romania. Procedia Economics and Finance, 2015, vol. 23, pp. 1279–1285. doi: 10.1016/S2212-5671(15)00395-0.
15. Jamali D. Neville B. Convergence versus divergence of CSR in developing countries: An embedded multi-layered institutional lens. Journal of Business Ethics, 2011, vol. 102, iss. 4, pp. 599–621.
16. Dobrescu D., Vintilă G. Analysis of environmental corporate social responsibility – Romania in globalization context. Journal of Environmental Protection and Ecology, 2014, vol. 15, no. 4, pp. 1660–1670.
17. Lut D.M. Corporate social responsibility policy within the Romanian west region companies. Quaestus, 2015, no. 7, pp. 9–18.
18. Brad L., Dobre F., Ţurlea C., Brasoveani I.V. The impact of IFRS adoption in Romania upon the earnings management of the Bucharest Stock exchange entities. Procedia Economics and Finance, 2014, vol. 15, pp. 871–876. doi: 10.1016/S2212-5671(14)00550-4.
19. Gherghina S.C., Vintilă G. Exploring the impact of corporate social responsibility policies on firm value: The case of listed companies in Romania. Economics and Sociology, 2016, vol. 9, no. 1, pp. 23–42. doi: 10.14254/2071-789X.2016/9-1/2.
20. Dumitrescu D., Simionescu L. Corporate social responsibility (CSR) and company financial performance: Empirical evidence from listed companies in Romania. Entrepreneurship, Business and Economics, 2016, vol. 2, pp. 677–689.
21. Crişan-Mitra C., Borza A. Approaching CSR in Romania: An empirical analysis. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015b, vol. 207, pp. 546–552. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.10.125.
22. Serban A.D. CSR as Corporate power. A communication view Facebook approach: An exploratory study. Management Dynamics in the Knowledge Economy, 2016, vol. 4, no. 1, pp. 31–61.
23. Moisescu O.I. Demographics-based differences in the relationship between perceived CSR and customer loyalty in the dairy products market. Management and Marketing, 2015, vol. 10, iss. 2, pp. 118–131.
24. Crisan-Mitra C., Dinu V., Postelnicu C., Dabija D.C. Corporate practice of sustainable development on an emerging market. Transformations in Business and Economics, 2016, vol. 15 (1), pp. 228–243.
25. Stoian C., Zaharia R.M. CSR development in post-communist economies: Employees’ expectations regarding corporate socially responsible ehaviour – the case of Romania. Business Ethics: A European Review, 2012, vol. 21, iss. 4, pp. 380–401.
26. Grigore G.F., Stancu A. The role of corporate social responsibility in building employer’s brand. Transformation in Business and Economics, 2011, vol. 10, no. 2B (23B), pp. 741–753.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.