Проблемы развития института независимой оценки качества услуг в социальной сфере России

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2019-1-5-19

Аннотация

Институт независимой оценки качества оказания услуг учреждениями образования, культуры, охраны здоровья и социального обслуживания населения начал формироваться в России относительно недавно. Целью независимой оценки качества социальных услуг является установление соответствия предоставляемых услуг потребностям общества, личности и государства со стороны самих потребителей. В России институт независимой оценки качества социальных услуг возник как инициатива «сверху», осваиваемая некоммерческими организациями. Процедура независимой оценки качества социальных услуг регламентирована и закреплена в нормативных правовых актах РФ. Цель статьи – на основе ретроспективного анализа становления института независимой оценки качества социальных услуг в России определить перспективные направления повышения эффективности его функционирования и преобразования в действующий институт системы общественного контроля. Эмпирической базой исследования послужили данные мониторингов, проводимых Общественной палатой РФ, информационно-аналитические материалы о состоянии гражданского общества и практика работы в Общественной палате Самарской области. Несмотря на нормативные преобразования, сложившийся на сегодняшний день механизм оценки качества социальных услуг не позволяет в должной мере реализовать принципы открытости и публичности, независимости мнений граждан, экспертов и общественных объединений, а также добровольности участия. Кроме того, произошла подмена предмета оценки – от качества оказания услуг к условиям ее оказания. Показано, что смены ключевого негосударственного участника и корректировки формальных процедур недостаточно для того, чтобы превратить институт независимой оценки качества социальных услуг из идеальной модели в эффективный реально действующий институциональный порядок. Необходимо заинтересованное участие в оценке самих потребителей услуг, применение эффективных и экономичных способов учета мнения  граждан и общественных объединений, использование потенциала коллегиальных органов управления учреждениями социальной сферы и профессиональных ассоциаций. При этом следует учитывать, что институт независимой оценки качества социальных услуг, будучи самостоятельной формой организации общественной деятельности, является элементом единой общественной системы страны. Следовательно, только комплексные демократические преобразования, направленные на развитие гражданского общества, могут привести к повышению степени независимости и сокращению трансакционных издержек оценки качества социальных услуг. В качестве направлений модернизации института независимой оценки качества социальных услуг предложено развивать систему коллегиального управления в государственных и муниципальных учреждениях социальной сферы, расширять перечень поставщиков услуг за счет эффективно действующих некоммерческих организаций и социально ориентированного бизнеса, обеспечивать государственное финансирование отраслей социальной сферы, достаточное для поддержания современных социальных стандартов. Вектор будущих исследований включает изучение на основе уже имеющегося мирового опыта не формальных и инструментальных, а содержательных компонентов института независимой оценки качества социальных услуг, включающих не только структуру взаимодействия между участниками, но и внутренние регуляторы экономического поведения, а также механизмы формирования фактора доверия.

Ключевые слова

институт независимой оценки, качество социальных услуг, учреждения социальной сферы, общественное участие в управлении, общественный контроль, коллегиальные органы управления, негосударственные институты, институты гражданского общества, неэффективность функционирования института

Для цитирования

Вахтина М.А., Симонова М.В. Проблемы развития института независимой оценки качества услуг в социальной сфере России // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2019. Том 14. № 1. С. 5–19. DOI 10.17072/1994-9960-2019-1-5-19

Список литературы

1. Агеева К.А., Вольфсон Э.Н. Проблемы независимой оценки качества предоставления социальных услуг в сфере социального предпринимательства // Сборник научных статей 3 Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах. Будущее науки. Курск, 23–25 апреля 2015 г. / Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга», 2015. Т. 1. С. 17–21.
2. Усольцева Е.О., Темербекова А.А. Электронный ресурс «система независимой оценки качества социальных услуг в сфере образования» // Информация и образование: границы коммуникаций. 2017. № 9 (17). С. 210–213.
3. Савинская О.Б., Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Методический аудит независимой оценки качества в социальной сфере: возможности и ограничения // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15, № 1. С. 97–112. doi: 10.17323/1727-0634-2017-15-1-97-112.
4. Кириллов А.Н. Актуальные вопросы становления системы независимой оценки качества в социальной сфере // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. С. 113–114.
5. Лемайкин В.Ф. Проблема анализа информации при проведении независимой оценки качества оказания услуг государственных и муниципальных учреждений социальной сферы // Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы. V Сухаревские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Саранск: Научный центр социально-экономического мониторинга, 2015. С. 308–313.
6. Социальные услуги населению в сфере социального обслуживания: независимая оценка качества: коллективная монография / колл. авторов; отв. ред. А.Н. Малолетко, Т.Н. Юдина. Москва: РУСАЙНС, 2017. 288 с.
7. Рогозина Л.Г., Цацура Е.А. Независимая оценка качества оказания социальных услуг: первые результаты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 1 (125). С. 3–13. doi: 10.14515/monitoring.2015.1.01.
8. Бердников В.А., Вахтин А.А. Экономико-правовые аспекты независимой оценки качества услуг в социальной сфере // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 56–58.
9. Рагозина Л. Общественное участие в развитии и контроле качества социальных услуг: опыт России и зарубежных стран // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13, № 1. С. 97–108.
10. Подосинников Е.Ю., Слатинов В.Б. Государственная политика по формированию независимой системы оценки качества социальных услуг: проблемы и перспективы реализации в регионе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2016. № 3 (20). С. 121–128.
11. Подосинников Е.Ю. Независимая оценка качества оказания услуг организациями Курской области как инструмент реализации конституционных прав граждан Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. Т. 8, № 1 (26). С. 116–122.
12. Кицай Ю.А. К вопросу о новом статусе некоммерческих организаций // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 55–57.
13. Кицай Ю.А. Проблемы развития законодательства о некоммерческих организациях в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1. С. 54–56.
14. Сборник лучших практик: работа НКО с социально исключенными категориями / под ред. Е.А. Коваленко. М.: Фонд «Институт экономики города», 2013. 198 с.
15. Рагозина Л.Г., Коваленко Е.А., Гришина Е.Е., Пороховская М.А. Институт попечительства – путь к активизации общественного участия в социальной сфере. М.: ИНСАП РАНХиГС, 2013. 146 с.
16. Вахтина М.А. Возможности и ограничения привлечения некоммерческого сектора к предоставлению услуг в социальной сфере // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 9 (155). С. 60–68.
17. Белокрылова О.С., Вахтина М.А. Обеспечение доступа субъектов рынка социальных услуг к госзаказу: проблемы и решения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 1. С. 78–84.
18. Белокрылова О.С., Вахтина М.А. Особенности современного этапа развития института общественного контроля в России // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 37–43.
19. Hamilton D. Technology and institutions are neither // Journal of Economic Issues. 1986. Vol. 20, № 2. P. 525–532.
20. Commons J.R. Institutional Economics. NY: Macmillan, 1934. 648 р.
21. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. 702 с.
22. Дементьев В.В. Что мы исследуем, когда исследуем институты? // Terra Economicus (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2009. Т. 7, № 1. С. 13–30.
23. Щербина М.В. Общественные советы при органах исполнительной власти: социальная экспертиза и контроль // Власть. 2015. № 3. С. 129–133.
24. Baker R.G., Denis J.L., Pomey M.P., Macintoch-Murray A. Designing effective governance for quality and patient safety in Canadian healthcare // Healthcare Quarterly. 2010. Vol. 13, № 1. P. 38–45.

Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Маргарита Анатольевна Вахтина, Поволжский государственный университет сервиса

    Доктор экономических наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе и связям с общественностью

  • Марина Викторовна Симонова, Самарский государственный экономический университет

    Доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом

Загрузки

Опубликован

30.03.2019

Выпуск

Раздел

Экономическая теория