Инструменты поддержки задач цифровизации бизнеса

Авторы

  • Ксения Александровна Устинова Вологодский научный центр Российской академии наук
  • Семен Леонидович Иванов Вологодский научный центр Российской академии наук
  • Светлана Викторовна Теребова Вологодский научный центр Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2024-2-220-246

Аннотация

Введение. Цифровизация выступает мейнстримом в трансформации бизнеса, целью которого является решение проблем развития предприятий и отраслей, таких как снижение издержек ведения бизнеса, расширение клиентской базы, эффективное управление каналами сбыта, снижение стоимости контакта с целевой аудиторией, прогнозирование и мониторинг продаж.

Цель. Исследование нацелено на разработку направлений совершенствования инструментов государственной поддержки предпринимательского сектора в условиях цифровизации.

Материалы и методы. При проведении анализа использовались общенаучные (анализ, сравнение) и специальные (аналитический, статистический) методы исследования.

Результаты. В ходе исследования выявлена специфика воздействия процессов цифровизации на предпринимательский сектор, определены проблемы, решение которых требует конкретных инструментов государственной поддержки предпринимательского сектора в условиях «добровольной» и «вынужденной» цифровизации на региональном уровне, сформированы направления путей решения выявленных проблем. Установлены причины, препятствующие переходу предприятий к digital-трансформации (например, нехватка знаний, умений и навыков работы с цифровыми технологиями, недостаток финансовых ресурсов для их внедрения). Представлены методы и инструменты государственной поддержки цифровизации предпринимательства на региональном уровне. Показано, что действующие инструменты не всегда являются эффективными, что подтверждается мнениями представителей экспертного сообщества.

Выводы. Отдельные положения исследования, обладающие новизной, заключаются в выявлении распространенности цифровых технологий, достигнутых результатов и ожидаемых эффектов от реализации региональных кейсов, направленных на решение проблем в части осуществления цифровизации. Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных результатов представителями органов власти и управления, одним из направлений деятельности которых является решение задач по поддержке представителей предпринимательского сектора.

Ключевые слова: бизнес, цифровизация, цифровая трансформация, инструменты поддержки, государственная поддержка, регион

Финансирование: исследование выполнено в рамках государственного задания № FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».

Для цитирования

Устинова К. А., Иванов С. Л., Теребова С. В. Инструменты поддержки задач цифровизации бизнеса // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024. Т. 19, № 2. С. 220–246. DOI 10.17072/1994-9960-2024-2-220-246. EDN SFPTHN.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Корнева Е. В., Корень А. В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности // Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 1–8.
  2. Иванов С. Л. Влияние инструментов цифровизации на малый и средний бизнес // Национальные и региональные особенности безопасности: вызовы и пути решения: cб. материалов Всерос. конф. Архангельск: Типография А4, 2021. С. 229–236. EDN LVSLIK
  3. Летуновская Ю. А., Романова К. И. Совершенствование управления бизнес-процессами в организации в условиях роста цифровизации // Молодой ученый. 2022. № 49 (444). С. 19–23. EDN ZCWCFV
  4. Новосельцева Г. Б., Рассказова Н. В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10, № 1. С. 521–532. DOI 10.18334/vinec.10.1.100580. EDN WZKIMQ
  5. Song A. K. The Digital Entrepreneurial Ecosystem – a critique and reconfiguration // Small Business Economics. 2019. Vol. 53. P. 569–590. DOI 10.1007/s11187-019-00232-y
  6. Strommen-Bakhtiar A. Digital Economy, Business Models, and Cloud Computing // N. Rao (Ed.). Global Virtual Enterprises in Cloud Computing Environments. Hershey, PA: IGI Global, 2019. P. 19–44. DOI 10.4018/978-1-5225-3182-1.ch002
  7. Yoo Y., Henfridsson O., Lyytinen K. Research commentary – the new organizing logic of digital innovation: An agenda for information systems research // Information Systems Research. 2010. Vol. 21, no. 4. P. 724–735. DOI 10.1287/isre.1100.0322
  8. Correani A., De Massis A., Frattini F., Petruzzelli A. M., Natalicchio A. Implementing a digital strategy: Learning from the experience of three digital transformation projects // California Management Review. 2020. Vol. 62, iss. 4. P. 37–56. DOI 10.1177/0008125620934864
  9. Mutula S. M. Digital Economy Components // Digital Economies: SMEs and E-Readiness. Hershey, PA: IGI Global, 2010. P. 29–38. DOI 10.4018/978-1-60566-420-0.ch003
  10. Scheepers M. D., Kerr D. V. Managerial Orientations and Digital Commerce Adoption in SMEs // Digital Multimedia: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. Hershey, PA: IGI Global, 2018. P. 519–536. DOI 10.4018/978-1-5225-3822-6.ch026
  11. Granata G., Tartaglione A. M., Tsiakis T. Predicting Trends and Building Strategies for Consumer Engagement in Retail Environments. Hershey, PA: IGI Global. 2019. 413 p. DOI 10.4018/978-1-5225-7856-7
  12. Rafay A. FinTech as a Disruptive Technology for Financial Institutions. Hershey, PA: IGI Global, 2019. 302 р. DOI 10.4018/978-1-5225-7805-5
  13. Панфилова Е. Цифровая трансформация бизнеса: тренды и модели // Московский экономический журнал. 2019. № 11. Ст. 33. DOI 10.24411/2413-046X-2019-10127. EDN ENAZWI
  14. Крюкова А. А., Михаленко Ю. А. Инструменты цифровой экономики // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 108–111. EDN ZQKMVF.
  15. Соловых Н. Н. Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями // Российский следователь. 2018. № 5. С. 64–68. EDN XPPIYH
  16. Захаркина А. В. Цифровизация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае // Инновационная наука. 2019. № 12. С. 108–110. EDN RFTFXM
  17. Чистякова О. В., Бабкин А. В. Особенности функционирования предпринимательских структур в условиях цифровой экономики // Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации / под ред. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 132–153. DOI 10.18720/IEP/2017.6/5. EDN YPHNRK
  18. Минеева В. М. Система государственной поддержки предпринимательства в условиях цифровой экономики // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 2. С. 271–278. DOI 10.18334/ce.13.2.39796. EDN PPYDVV
  19. Бургонов О. В., Михайлов Е. В. Оценка эффективности институтов поддержки предпринимательства в России в условиях цифровой экономики // Экономика и управление. 2021. Т. 27, № 8 (190). С. 593–602. DOI 10.35854/1998-1627-2021-8-593-602. EDN AQYLGL
  20. Ворошилов Н. В. Развитие лесного комплекса в муниципалитетах региона (на материалах Вологодской области) // Вопросы территориального развития. 2020. Т. 8, № 5. Ст. 4. DOI 10.15838/tdi.2020.5.55.4. EDN WNELEN
  21. Лукин Е. В. Структурные сдвиги в региональной экономике (на материалах Вологодской области) // Вопросы территориального развития. 2018. № 5 (45). Ст. 3. DOI 10.15838/tdi.2018.5.45.2. EDN YOYMHJ
  22. Бахметова А. А., Астанин Д. М. Проблемы пространственного развития Вологодской области // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11-3 (113). С. 147–150. DOI 10.23670/IRJ.2021.113.11.103. EDN JNEBRP
  23. Саханевич Д. Ю. К вопросу о проблемах управления функционированием инновационной инфраструктуры регионов в контексте цифровизации экономики на примере Вологодской области // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021. № 1. С. 92–105. DOI 10.52512/2306-5079-2021-85-1-92-105. EDN GAMCBH
  24. Иванов С. Л., Устинова К. А. Формы и инструменты взаимодействия бизнеса и государства в регионе в условиях цифровизации экономики // Вопросы территориального развития. 2021. Т. 9, № 3. Ст. 3. DOI 10.15838/tdi.2021.3.58.3. EDN BTVLSH
  25. Худжатов М. Б. Анализ особенностей обязательной маркировки лекарственных препаратов, ввозимых на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. 2020. № 1 (27). С. 63–75. EDN SRHLJX
  26. Долженков А., Обухова Е. Новая волна маркировки потопила фармрынок // Эксперт. 2020. № 46. С. 46–50.
  27. Прокопьев Е. А., Курило А. Е., Губина О. В. Формирование цифрового пространства на муниципальном уровне: обзор сайтов поселений // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 76–90. DOI 10.15838/esc.2019.5.65.5. EDN RKAYYQ
Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Ксения Александровна Устинова, Вологодский научный центр Российской академии наук

    Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией инновационной экономики

  • Семен Леонидович Иванов, Вологодский научный центр Российской академии наук

    Младший научный сотрудник

  • Светлана Викторовна Теребова, Вологодский научный центр Российской академии наук

    Доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

01.07.2024

Выпуск

Раздел

Региональная и отраслевая экономика