Роль институциональных секторов региональной экономики в формировании человеческого капитала Европейской России (конец XIX в. – начало XX в.)
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2019-4-518-536Аннотация
Актуальность вопроса о национальных и исторических особенностях человеческого капитала, обсуждавшегося в общественной мысли и научной литературе, состоит в том, что он является ключевым к пониманию перспектив развития экономических и социальных институтов России. При этом высокая степень пространственной дифференциации является устойчивой характеристикой и Российской империи, и СССР, и современной Российской Федерации, прежде всего вследствие многонационального и мультикультурного состава населения их территорий. В настоящей статье представлены предварительные результаты реализации проекта по реконструкции макроэкономической динамики в отдельных регионах поздней Российской империи в части накопления человеческого капитала. Цель работы – на примерах отдельных регионов Европейской России (Архангельская, Вятская, Екатеринославская, Новгородская, Пермская губернии) продемонстрировать, какую роль играли институциональные сектора экономики в финансировании образования и здравоохранения как основных сфер формирования человеческого капитала. В качестве основного источника для реализации поставленной цели впервые использованы ежегодные губернаторские отчеты за период 1870–1915 гг., достоверность информации которых обсуждается в настоящей статье. Автор использовал перекрестную проверку количественных данных источников, применил методы реконструкции длинных рядов соответствующих показателей (интер-, ретро- и экстраполяции) и их статистического анализа (дескриптивный, сравнительный). В их содержательной интерпретации автор обращался к категориальному аппарату институциональной экономической истории в контексте модернизационной парадигмы. Полученные результаты показывают, какие институциональные сектора региональной экономики являлись источниками и реципиентами финансовых ресурсов для формирования человеческого капитала и как институциональные различия между губерниями могли влиять на темпы накопления этого фактора производства. В частности, в Пермской, Вятской и Екатеринославской губерниях на протяжении всего рассматриваемого периода основными источниками финансирования в накоплении человеческого капитала в сфере образования были средства центрального правительства и органов местного самоуправления, представленных губернскими и уездными земствами. Органы местного самоуправления сохранили ведущую роль в финансировании сферы здравоохранения. Напротив, в Архангельской губернии, где в ходе земской реформы 1860-х гг. не было введено местное самоуправление и аналогичные земские сборы играли значительно меньшую роль, отмечаются отдельные признаки отставания в накоплении человеческого капитала. В целом, для всех рассматриваемых регионов установлено, что по мере увеличения доли средств центрального правительства, оно становилось основным источником финансирования образования. Эти результаты важны в контексте поиска ответа на вопросы о том, каково место данного периода в долгосрочном процессе накопления капиталов (и физического, и человеческого); об их роли в экономическом развитии России; а также об устойчивости специфических региональных характеристик во времени, определивших наличие различных институциональных траекторий в рамках процессов модернизации и формирования единого экономического пространства страны.
Ключевые словасоциально-экономическое развитие, региональная экономика, индустриализация, институты, губернаторские годовые отчеты, длинные ряды данных, человеческий капитал, образование, здравоохранение
Для цитированияDidenko D.V. The role of institutional sectors of regional economy in human capital formation in European Russia (late 19th – early 20th centuries) // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2019. Том 14. № 4. С. 518–536. DOI 10.17072/1994-9960-2019-4-518-536
БлагодарностиИсследование выполнено в рамках государственных заданий ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»: НИР «Региональные модели социально-экономического развития в Европейской России в XIX – начале XX вв.» (2018 г.) и «Жизненные стандарты и социально-экономическое развитие регионов Европейской России во второй половине XVIII – начале XX вв.» (2019 г.). Автор благодарит своих коллег, принявших участие в полезных обсуждениях предварительных материалов статьи, при этом оставляет исключительно за собой полную ответственность за все возможные недостатки данной статьи.
Список литературы1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Пер. с англ. под науч. ред. Р.И. Капелюшникова. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 672 c.
2. Mincer J. Investment in human capital and personal income distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66, № 4. Р. 281–302.
3. Schultz T.W. The Economic value of education. N.Y.: Columbia University Press, 1963. 92 p.
4. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 c.
5. Castelló-Climent A., Doménech R. Human capital inequality, life expectancy and economic growth // The Economic Journal. 2008. Vol. 118, № 528. Р. 653–677.
6. Weil D.N. Health and economic growth. In book: Aghion P., Durlauf S.N. (eds.) Handbook of Economic Growth. Amsterdam: Elsevier B.V., 2014. Vol. 2. Р. 623–682.
7. Goldin С. Human capital. In book: Diebolt C., Haupert M. (eds.). Handbook of Cliometrics. Berlin – Heidelberg: Springer-Verlag, 2016. Р. 55–86.
8. Becker S.O., Cinnirella F., Hornung E., Woessmann L. iPEHD – The ifo Prussian economic history database // Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History. 2014. Vol. 47, № 2. Р. 57–66.
9. Becker S.O., Hornung E., Woessmann L. Education and catch-up in the industrial revolution // American Economic Journal: Macroeconomics. 2011. Vol. 3, № 3. Р. 92–126. doi: 10.1257/mac.3.3.92.
10. Becker, S.O., Woessmann L. Was Weber wrong? A human capital theory of protestant economic history // Quarterly Journal of Economics. 2009. Vol. 124, № 2. Р. 531–596.
11. Diebolt C., Franzmann G., Hippe R., Sensch J. The power of big data: Historical time series on German education // Journal of Demographic Economics. 2017. Vol. 83, № 3. Р. 329–376.
12. Baten J., Hippe R. Geography, land inequality and regional numeracy in Europe in historical perspective // Journal of Economic Growth. 2018. Vol. 23, № 1. Р. 79–109. doi: https://doi.org/10.1007/s10887-017-9151-1.
13. Crayen D., Baten J. New evidence and new methods to measure human capital inequality before and during the industrial revolution: France and the US in the seventeenth to nineteenth centuries // The Economic History Review. 2010. Vol. 63. № 2. Р. 452–478. doi: 10.1111/j.1468-0289.2009.00499.x.
14. Galor O. From stagnation to growth. Unified growth theory. In book: Aghion P., Durlauf S.N. (eds.). Handbook of economic growth. Amsterdam: Elsevier B.V., 2005. Vol. 1A. Р. 171–293.
15. Bertola G., Sestito P.A Comparative perspective on Italy’s human capital accumulation. In book: Toniolo G. (ed.). The Oxford handbook of the Italian economy since unification. N.Y.: Oxford University Press, 2013. Р. 249–270.
16. Felice E. Regional convergence in Italy (1891–2001): Testing human and social capital // Cliometrica. 2012. Vol. 6, Iss. 3. Р. 267–306.
17. Diebolt C., Hippe R. Regional human capital inequality in Europe in the long-run, 1850–2010 // Région et Développement. 2017. № 45. Р. 5–30.
18. Leeuwen B. van, Didenko D., Földvári P. Inspiration versus perspiration in economic development of the Former Soviet Union and China (ca. 1920–2010) // Economics of Transition. 2015. Vol. 23, Iss. 1. Р. 213–246.
19. Van Leeuwen B., Van Leeuwen-Li J., Foldvari P. Human capital in republican and new China: Regional and long-term trends // Economic History of Developing Regions. 2017. Vol. 32, Iss. 1. Р. 1–36.
20. Baten J., Szołtysek M., Campestrini M. “Girl Power” in Eastern Europe? The human capital development of Central-Eastern and Eastern Europe in the seventeenth to nineteenth centuries and its determinants // European Review of Economic History. 2017. Vol. 21, № 1. Р. 29–63.
21. Didenko D., Földvári P., Van Leeuwen B. The spread of human capital in the former Soviet Union area in a comparative perspective: Exploring a new dataset // Journal of Eurasian Studies. 2013. Vol. 4, № 2. Р. 123–135. + Supplementary data. doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.euras.2013.03.002.
22. Cheremukhin A., Golosov M., Guriev S., Tsyvinski A. The industrialization and economic development of Russia through the lens of a neoclassical growth model // The Review of Economic Studies. 2017. Vol. 84, Iss. 2. Р. 613–649. + Online Appendix. doi: https://doi.org/10.1093/restud/rdw026.
23. Блиох И.С. Финансы России XIX столетия: История – статистика. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1882. Т. 1. 292 с.
24. Markevich A. A Regional perspective on the economic development of the late Russian Empire. 2018. 90 p. doi: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2555273.
25. Диденко Д.В. Интеллектуалоемкая экономика: Человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии / Ин-т экономики РАН. СПб.: Алетейя, 2015. 408 с.
26. Яснопольский Н.П. Приложения к исследованию о географическом распределении государственных расходов в России: Опыт финансово-статистического исследования. Киев: Тип. Ун-та св. Владимира, В.И. Завадского, 1897. Ч. 2. 119 л.
27. Бражникова А.С. Губернаторский отчет: изучение источника в отечественной историографии // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2013. Вып. 55, № 12 (303). С. 83–89.
28. Дятлова Н.П. Отчеты губернаторов как исторический источник // Проблемы архивоведения и источниковедения. Л.: Наука, 1964. С. 227–246.
29. Ярцев А.А. Губернаторские отчеты как источник по истории самоуправления в Российской империи // Калининградские архивы. 2015. № 12. С. 16–25.
30. Johnson W.H.E. Russia’s educational heritage. Pittsburg (Pennsylvania): Carnegie Press, 1950. 351 p.
31. Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX в. – начало XX в.): Новые подсчеты и оценки. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003 [1982, 1994]. 256 с.
32. Kaser M. Education in Tsarist and Soviet development. In book: Abramsky C. (ed.). Essays in honor of E. H. Carr. London: Macmillan, 1974. Р. 229–254.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.