Подготовка бухгалтеров-экспертов: мировой опыт и проблемы начала XXI в.
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2022-1-125-139Аннотация
Вопросы профессионального образования в разное время вызывают первоочередной интерес не только в образовательной среде, но и среди профессионального и научного сообщества. Особенно важны эти вопросы в тех областях, где отмечаются междисциплинарные связи. Такой областью всегда являлись судебная бухгалтерия и судебно-бухгалтерская экспертиза. В начале XXI в. этот вопрос стал еще актуальнее из-за сдвига ценностных ориентиров и технологического уклада. В данной работе автор обратился к проведенным в 2010–2020 гг. исследованиям зарубежных ученых в области учетно-экспертного образования, чтобы определить существующие в мире подходы к организации профессионального обучения бухгалтеров-экспертов, выявить определяемые этими учеными ключевые навыки, необходимые бухгалтерам-экспертам на современном этапе развития общества и экономики, обозначить ключевые проблемы, обсуждаемые на международном уровне. В то же время в статье рассмотрены актуальные вопросы организации и проблемы высшего образования. Целью исследования является определение набора навыков, необходимых бухгалтеру-эксперту, а также формирование образовательной модели подготовки таких специалистов. Статья базируется на исследованиях в области развития высшего образования, а также профессионального образования в области судебной бухгалтерии. В работе в основном использован монографический метод исследования, а также систематизация информации. В отличие от существующих работ по данной тематике, в статье не просто определены и сгруппированы выделяемые на международном уровне знания и навыки, необходимые бухгалтеру-эксперту, а представлены ключевые элементы модели подготовки такого специалиста в условиях современного практико-ориентированного компетентностного подхода. Представленная работа будет интересна практикам и теоретикам в области судебной бухгалтерии и судебно-бухгалтерской экспертизы. Модель профессиональной подготовки бухгалтера-эксперта также может быть использована как основа для построения профессиональных программ высшего образования в других направлениях подготовки специалистов.
Ключевые слова: судебно-бухгалтерская экспертиза, профессиональное образование, высшее образование, подготовка бухгалтеров, международное образование
Для цитирования
Пащенко Т.В. Подготовка бухгалтеров-экспертов: мировой опыт и проблемы начала XXI в. // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2022. Том 17. № 1. С. 125–139. DOI 10.17072/1994-9960-2022-1-125-139
Список литературы
- Efiong E.J. An exploration of forensic accounting education and practice for fraud prevention and detection in Nigeria: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). De Montfort University, 2013. 472 p. URL: https://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.613557 (дата обращения: 25.12.2021).
- Hegazy S. Exploring the forensic accounting practice in the UK: evidence from the profession: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). Middlesex University, 2015. 314 p. URL: https://eprints.mdx.ac.uk/18869 (дата обращения: 25.12.2021).
- Saadeh A. A stakeholder approach to the development of a framework for forensic accounting education within the Jordanian context: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). University of Waikato, 2019. 357 p. URL: https://hdl.handle.net/10289/12945 (дата обращения: 25.12.2021).
- Alshurafat H.A. Forensic accounting curricula and pedagogies in Australian universities: analysis of academic and practitioner perspectives: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). University of Southern Queensland, 2019. 254 p. URL: https://eprints.usq.edu.au/36782 (дата обращения: 25.12.2021).
- Kopp K. Essays on Fraud and Forensic Accounting – Research from a German Accounting Perspective: Dissertation … akademischen Grades eines Doktors. Universität Passau, 2019. 190 s. URL: https://opuskobv.de/opus4-uni-passau/frontdoor/index/index/docId/826 (дата обращения: 25.12.2021).
- Oberholzer С. Quality management in forensic accounting: Dissertation (MBA). Gordon Institute of Business Science, 2004. 139 p. URL: http://hdl.handle.net/2263/28494 (дата обращения: 25.12.2021).
- Abuorabi Y. Skills of forensic accountants as expert witnesses and admissibility of expert testimony: Thesis, Doctor of Philosophy (PhD). Western Sydney University, 2019. 286 p. URL: https://researchdirect.westernsydney.edu.au/islandora/object/uws%3A56773 (дата обращения: 25.12.2021).
- Ejoh N.O. Forensic Accountants’ Expert Testimony in Litigation Support: A Case of Investigative Objectivity // IOSR Journal of Business and Management. 2017. Vol. 19, no. 9. P. 85–90.
- Sitorus T.W., Scott D.R., Morton A.M. Group perceptual fraud symptoms differences: a multi-group model analysis // The Audit Forum: International Forum on Government Auditing and Public Policy. 2009. Vol. 12, no. 2. P. 21–40.
- Sitorus T.W., Scott D.R. The roles of collusion, organisational orientation, justice avoidance, and rationalisation on commission of fraud: A model based test // Review of Business Research. Vol. 8, no. 1. P. 132–147. URL: https://ssrn.com/abstract=1297948 (дата обращения: 25.12.2021).
- Sitorus T.W., Scott D.R. Integrated Fraud Risk Factors and Robust Methodology: A Review and Comment // International Journal of Auditing. Vol. 13, iss. 3. P. 281–297. doi: 10.1111/j.1099-1123.2009.00398.x
- Беликова Т.П., Сыроватская Т.А. Качество подготовки бакалавра: концепт гармонизации традиций и инноваций практико-ориентированного обучения // Новые технологии оценки качества образования: сб. материалов XV Форума экспертов в сфере профессионального образования / под общ. ред. Г.Н. Мотовой. М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2019. С. 132–136.
- Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я.И. Кузьминов – М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43. doi: 17323/1814-9545-2015-3-8-43
- Коноплянник Т.М. Роль деловых игр в образовательном процессе // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сб. тр. IV Национальной науч.-метод. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 210–218.
- Михайленко Т.С. Развитие исследовательской компетентности: задачный подход // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 63–71. doi: 20323/1813-145X-2021-1-118-63-71
- Чугунов Д.Ю., Васильев К.Б., Фрумин И.Д. Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как? // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 247–268. doi: 17323/1814-9545-2010-4-247-267
- Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы: сб. тр. I Всерос. науч.-метод. конф. (Томск, 20–21 марта 2014 г.). Томск: Изд-во ТПУ, 2014. С. 349–352. URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/25678 (дата обращения: 25.12.2021).
- Шитякова Н.П., Верховых И.В., Забродина И.В. Влияние цифровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4 (157). С. 223–242. doi: 25588/CSPU.2020.157.4.014
- Городилов М.А., Шкляева Н.А. Форензик: теория, организация и методы оказания услуг: монография. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2020. 96 с.
- Городилов М.А., Шкляева Н.А. Форензик: самостоятельный вид услуги? // Аудит. 2020. № 4. С. 32–36.
- Шкляева Н.А., Городилов М.А. Форензик: понятие, особенности, история возникновения и развития новой услуги // Аудит. 2019. № 6. С. 16–21.
- Городилов М.А., Шкляева Н.А. Форензик как разновидность экспертно-аналитической и аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2018. № 1. С. 12–19.
- Городилов М.А., Шкляева Н.А. Форензик в рамках экспертно-аналитической и аудиторской деятельности: теоретическое исследование понятия // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5, № 2. С. 72–79. doi: 26794/2408-9303-2018-5-2-72-79
- Прэвитц Г.Д., Джексон Д. Резюме достижений в области бухгалтерского образования в Соединенных Штатах 1990–2015 гг. // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5, № 4. С. 114–119. doi: 26794/2408-9303-2018-5-4-114-119
- Цвык В.А. Профессиональная этика: проблемы теории и методологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2012. № 3. С. 148–161.
- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. 2005. № 8 (256). С. 3–13.
- Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Университетская этика: заповедная? корпоративная? профессиональная? // Философские науки. № 8. С. 29–44.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.