Семейный бизнес как объект междисциплинарного исследования: обзор методологических подходов

  • Dmitry Vladimirovich Gergert Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Пермский филиал http://orcid.org/0000-0001-5923-6411
  • Tatyana Vladimirovna Ponomareva Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Пермский филиал http://orcid.org/0000-0002-8255-2962

Аннотация

Семейные компании занимают особое место в экономике любой страны. За последние два десятилетия появилось множество исследований, посвященных анализу специфики семейного бизнеса в разных областях экономической деятельности. При этом семейный бизнес как самостоятельный предмет изучения находится в стадии становления; он «растворен» в теоретических концепциях таких отраслей научного знания, как антропология, экономика, социология, психология, теория организации, организационное поведение, теория предпринимательства, стратегический менеджмент. В связи с этим целью авторского исследования является систематизация существующих методологических подходов к изучению семейного бизнеса для выявления перспективных направлений теоретических и эмпирических исследований данной категории в современной экономической науке. Методическую основу исследования составляют общенаучные методы познания и междисциплинарный методологический инструментарий. Доказано, что одновременное изучение семьи как системы и бизнеса имеет решающее значение для расширения понимания специфики семейных фирм и их стратегий, особенностей владения и управления данными компаниями, систематизации социально-психологических факторов, обеспечивающих их развитие. Основываясь на результатах комплексного обзора теоретико-методологических основ исследования семейного бизнеса, на базе междисциплинарного подхода выявлена специфика деятельности семейных компаний в ракурсе следующих четырех элементов, рассмотренных в трудах зарубежных исследователей: стратегия, структура владения, корпоративное управление и социальная психология. В ходе изучения особенностей корпоративного управления определена роль совета директоров в системе управления семейным бизнесом, показаны преимущества организации семейного совета как особого органа управления, выполняющего в том числе наблюдательную функцию и функцию обучения. Проведенный теоретико-методологический обзор может стать основой последующих исследований специфики семейного бизнеса в России.

Ключевые слова

семейный бизнес, эффективность управления, методология, междисциплинарный подход, стейкхолдеры, неформальные отношения, стратегия, корпоративное управление, структура владения, социальная психология.

Список литературы

1. Chrisman J.J., Chua J.H., Sharma P. Trends and directions in the development of a strategic management theory of the theory of the family firm // Entrepreneurship Theory and Practice. 2005. Vol. 29. Iss. 5. P. 555–575.
2. Hall P.D. A historical overview of family firms in the United States // Family Business Review. 1988. Vol. 1. Iss. 1. P. 51–68.
3. Habberman H. Business takeovers and firm growth: Empirical evidence from a German panel. Work paper. 2017. URL: http://en.ifm-bonn.org//uploads/tx_ifmstudies/workingpaper-01-17_01.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
4. Heck R.K.Z., Hoy F., Poutziouris P.Z., Steier L.P. Emerging paths of family entrepreneurship research // Journal of Small Business Management. 2008. Vol. 46. № 3. P. 317–330.
5. Moores K. Paradigms and theory building in the domain of business families // Family Business Review. 2009. Vol. 22. Iss. 2. P. 167–180.
6. Sharma P. An overview of the field of family business studies: Current status and directions for the future // Family Business Review. 2004. Vol. 17. Iss. 1. P. 1–36.
7. Bammens Y., Voordeckers W., Van Gils A. Boards of directors in family firms: A generational perspective // Small Business Economics. 2008. Vol. 31. Iss. 2. P. 163–180.
8. Bird B., Welsch H., Astrachan J.H., Pistrui D. Family Business Research: The Evolution of an Academic Field // Family Business Review. 2002. Vol. 15. Iss. 4. P. 337–350.
9. Dyer W.G., Sanchez M. Current state of family business theory and practice as reflected in Family Business Review 1988–1997 // Family Business Review. 1998. Vol. 11. № 4. P. 287–295.
10. Handler W.C. Methodological issues and considerations in studying family businesses // Family Business Review. 1989. Vol. 2. Iss. 3. P. 257–276.
11. Sharma P., Chrisman J.J., Chua J.H. Strategic management of the family business: Past research and future challenges // Family Business Review. 1997. Vol. 10. Iss. 1. P. 1–35.
12. Zahra S.A., Sharma P. Family business research: A strategic reflection // Family Business Review. 2004. Vol. 17. Iss. 4. P. 331–346.
13. Astrachan J.H. Strategy in family business: Toward a multidimensional research agenda // Journal of Family Business Strategy. 2010. Vol. 1. Iss. 1. P. 6–14.
14. Leach D., Leahy J. Ownership structures, control and the performance of large British companies // Economic Journal. 1991. Vol. 101. P. 1418–1437.
15. Cadbury A. Family firms and their governance: Creating tomorrow’s company from today’s. 2000. URL: http://www.ecseonline.com/PDF/Cadbury%20-%20Family%20Firms%20and%20their%20 Governance.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
16. Astrachan J.H., Shanker M.C. Family businesses contribution to the U.S. economy. A closer look // Issue Family Business Review. 2003. Vol. 16. Iss. 3. P. 211–219.
17. Morck R., Yeung B. Family control and the rent seeking society // Entrepreneurship: Theory & Practice. 2004. Vol. 28. Iss. 4. P. 391–409.
18. Neubauer F., Lank A.G., Ward J.L. The family business. Its governance and sustainability. London, New York: Macmillan, Routledge, 1998. 270 p.
19. Ward J.L. Perpetuating the family business: 50 lessons from long-lasting successful families in business. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2004. 178 p.
20. Westhead P., Cowling M. Family firm research: The need for a methodological rethink // Entrepreneurship Theory and Practice. 1998. Vol. 23. Iss. 1. P. 31–56.
21. Faccio M., Lang, L.H.P. The ultimate ownership of Western European corporations // Journal of Financial Economics. 2002. Vol. 65. Iss. 3. P. 365–395.
22. Irava W.J., Moores K. Clarifying the strategic advantage of familiness: Unbundling its dimensions and highlighting its paradoxes // Journal of Family Business Strategy. 2010. Vol. 1. Iss. 3. P. 131–144.
23. Klein P., Shapiro D., Young J. Corporate governance, family ownership and firm value: The Canadian evidence // Corporate Governance: An International Review. 2005. Vol. 13. Iss. 6. P. 769–784.
24. Webb J.W., Ketchen D.J., Ireland R.D. Strategic entrepreneurship within family-controlled firms: Opportunities and challenges // Journal of Family Business Strategy. 2010. Vol. 1. Iss. 2. P. 67–77.
25. Zellweger T.M., Nason, R.S. A stakeholder perspective on family firm performance // Family Business Review. 2008.Vol. 21. Iss. 3. P. 203–216.
26. Nordqvist M., Melin L. The promise of the strategy as practice perspective for family business strategy research // Journal of Family Business Strategy. 2010. Vol. 1. Iss. 1. P. 15–25.
27. Mazzi C. Family business and financial performance: Current state of knowledge and future research challenges // Journal of Family Business Strategy. 2011. Vol. 2. Iss. 3. P. 166–181.
28. Le Breton-Miller I., Miller D. Why do some family businesses out-compete? Governance, long-term orientations, and sustainable capability // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2006. Vol. 30. Iss. 6. P. 731–746.
29. Miller D., Le Breton-Miller I. Family governance and firm performance: Agency, stewardship, and capabilities // Family Business Review. 2006. Vol. 19. Iss. 1. P. 73–87.
30. Cleaver F. Paradoxes of participation: Questioning participatory approaches to development // Journal of International Development. 1999. Vol. 11. Iss. 4. P. 597–612.
31. Wester P., Merrey D.J., De Lange M. Boundaries of consent: Stakeholder representation in river basin management in Mexico and South Africa // World Development. 2003. Vol. 31. Iss. 5. P. 797–812.
32. Labaki R., Michael-Tsabari N., Zachary R.K. Emotional dimensions within the family business – Toward a conceptualization // K. Smyrnios, P.Z. Poutziouris, S. Goel (Eds.) Handbook of research on family business (2nd ed.). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publ., 2012. 800 p.
33. Oxfeld E. Individualism, holism, and the market mentality: Notes on the recollections of a Chinese entrepreneur // Cultural Anthropology. 1992. Vol. 7. Iss. 2. P. 267–300.
34. Heck R.K.Z., Trent E.S. The prevalence of family business from a household sample // Family Business Review. 1999. Vol. 12. Iss. 3. P. 209–224.
35. Cramton C.D. Is rugged individualism the whole story? Public and private accounts of a firm’s founding // Family Business Review. 1993. Vol. 6. Iss. 3. P. 233–262.
36. Zachary R.K. The importance of the family system in family business // Journal of Family Business Management. 2011. Vol. 1. Iss. 1. P. 26–36.
37. Gersick K.E., Davis J.A., Hampton M.M., Lansberg I. Generation to generation: Life cycle of the family business. Massachusetts: Harvard Business School Press, 1997. 300 p.
38. Tagiuri R., Davis J.A. Bivalent attributes of the family firm // Family Business Review. 1996. Vol. 9. Iss. 2. P. 199–208.
39. Bammens Y., Voordeckers W., Van Gils A. Boards of directors in family businesses: A literature review and research agenda // International Journal of Management Reviews. 2011. Vol. 13. Iss. 2. P. 134–152.
40. Eddleston K.A., Chrisman J.J., Steier L.P., Chua J.H. Governance and trust in family firms: An introduction // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2010. Vol. 34. Iss. 6. P. 1043–1056.
41. Siebels J., zu Knyphausen-Aufseß D. A review of theory in family business research: The implications for corporate governance // International Journal of Management Review. 2012. Vol. 14. Iss. 3. P. 280–304.
42. Anderson R., Reeb D. Board composition: Balancing family influence in S&P 500 firms // Administrative Science Quarterly. 2004. Vol. 49. Iss. 2. P. 209–237.
43. Yeh Y., Woidtke T. Commitment or entrenchment? Controlling shareholders and board composition // Journal of Banking and Finance. 2005. Vol. 29. Iss. 7. P. 1857–1885.
44. Schulze W.S., Lubatkin M.H., Dino R.N. Toward a theory of agency and altruism in family firms // Journal of Business Venturing. 2003. Vol. 18. Iss. 4. P. 473–490.
45. Ng W., Roberts J. Helping the family: The mediating role of outside directors in ethnic Chinese family firms // Human Relations. 2007. Vol. 60. Iss. 2. P. 285–314.
46. Jaskiewicz P., Klein S.B. The impact of goal alignment on board size and board composition in family-owned businesses // Journal of Business Research. 2007. Vol. 60. Iss. 10. P. 1080–1089.
47. Gallo M.A., Kenyon-Rouvinez D. The Importance of family and business governance // D. Kenyon-Rouvinez, J. Ward (Eds.) Family business: Key issues. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2005. P. 45–57.
48. Goel S., Mazzola P., Phan P.H., Pieper T.M., Zachary R.K. Strategy, ownership, governance, and socio-psychological perspectives on family businesses from around the world // Journal of Family Business Strategy. 2012. Vol. 3. Iss. 2. P. 54–65.
49. Kahneman D. Maps of bounded rationality: Psychology of behavioral economics // The American Economic Review. 2003. Vol. 93. Iss. 5. P. 1449–1475.
50. Rafaeli A. When clerks meet customers: A test of variables to emotional expressions on the job // Journal of Applied Psychology. 1989. Vol. 74. Iss. 3. P. 385–393.
51. Kahneman D. A perspective on judgment and choice – Mapping bounded rationality // American Psychologist. 2003. Vol. 58. Iss. 9. P. 697–720.
52. Brundin E., Melin L. Unfolding the dynamics of emotions: How emotion drives or counteracts strategizing // International Journal of Work Organization and Emotion. 2006. Vol. 1. Iss. 3. P. 277–298.
53. Brundin E., Nordqvist M. Beyond facts and figures: The role of emotions in boardroom dynamics // Corporate Governance. 2008. Vol. 16. Iss. 4. P. 326–341.
54. Danes S.M., Stafford K., Haynes G., Amarapurkar S. Family capital of family firms: Bridging human, social, and financial capital // Family Business Review. 2009. Vol. 22. Iss. 3. P. 199–215.
55. Rodriguez P., Tuggle C.S., Hackett S.M. An exploratory study of how “household capital” impacts new venture start-up rates // Family Business Review. 2009. Vol. 22. Iss. 3. P. 259–272.
56. Sorenson R.L. Values in family business // L. Melin, M. Nordquist, P. Sharma (Eds.) The SAGE Handbook of Family Business. London, The SAGE Publ. Inc., 2014. P. 463–479.

Сведения об авторах

Dmitry Vladimirovich Gergert, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Пермский филиал

Гергерт Дмитрий Владимирович – кандидат экономических наук, доцент департамента менеджмента, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Пермский филиал (Россия, 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38; e-mail: dgergert@hse.ru).

Tatyana Vladimirovna Ponomareva, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Пермский филиал

Пономарева Татьяна Владимировна – старший преподаватель департамента менеджмента, Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, Пермский филиал (Россия, 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38; e-mail: tponomareva@hse.ru).

Опубликована
2018-04-05
Как цитировать
Gergert D.V., Ponomareva T.V. Семейный бизнес как объект междисциплинарного исследования: обзор методологических подходов // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2018. Том 13. № 1. С. 90-105. doi: 10.17072/1994-9960-2018-1-90-105
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами