Оценка функционирования системы высшего образования в интересах устойчивого развития региона

  • Olga Viktorovna Kotomina Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» http://orcid.org/0000-0003-0809-1712

Аннотация

Высшее образование играет важную роль в распространении концепции устойчивого развития и достижении целей, обозначенных ООН в данной области на период до 2030 г., поскольку в современном обществе высшие учебные заведения не только выступают в качестве образовательных и научно-исследовательских центров, но и оказывают определенное влияние на экономику, политику, социальную сферу региона своего присутствия. При этом в сравнении с ведущими мировыми университетами российские высшие учебные заведения демонстрируют преимущественно низкий уровень вовлеченности в реализацию концепции устойчивого развития. В связи с этим актуальным становится вопрос оценки функционирования университетов определенного региона в интересах его устойчивого развития. Научная новизна заключается в разработке системы показателей и методики оценки функционирования региональной системы высшего образования
в интересах устойчивого развития. Методика включает оценку пяти функций системы высшего образования на основе двадцати четырех показателей. В качестве информационной базы использованы открытые статистические данные за шесть лет (2015–2020 гг.). Результаты апробации методики представлены на примере регионов Приволжского федерального округа. На основе проведенной оценки выявлено, что наиболее
высокий уровень функционирования системы высшего образования наблюдается в Республике Татарстан, наиболее низкий — в Кировской области и Удмуртской Республике. Пермский край демонстрирует межфункциональную разбалансированность и недостаточный уровень развития системы высшего образования для устойчивого развития региона. Корреляционный анализ показал наличие статистически значимой связи между функционированием системы высшего образования региона и его устойчивым развитием. Статья будет интересна исследователям проблем устойчивого развития территорий, студентам и аспирантам, изучающим данную тематику, государственным и муниципальным служащим, участвующим в реализации концепции устойчивого развития регионов.

Ключевые слова: устойчивое развитие, высшее образование, система высшего образования, высшее образование в интересах устойчивого развития, функциональный подход, функции университета, регион, устойчивое развитие региона, Приволжский федеральный округ, Пермский край

Список литературы

  1. Третьякова Е. А., Осипова М. Ю. Сочетание статического и динамического подходов в оценке устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2016. T. 2, № 29. С. 79–92. doi: 17072/1994-9960-2016-2-79-92
  2. Огурцова Е. В., Челнокова О. Ю. Оценка реализации базовых функций региональных систем высшего образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, № 2. С. 169–175. doi: 18500/1994-2540-2018-18-2-169-175
  3. Firsova A. A., Chernyshova G. Y. Mathematical Models for Evaluation of the Higher Education System Functions with DEA Approach [Фирсова А. А., Чернышова Г. Ю. Математические модели для оценки функций систем высшего образования средствами DEA] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 351–362. doi: 18500/1816-9791-2019-19-3-351-362
  4. Lozano R., Ceulemans K., Alonso-Almeida M., Huisingh D., Lozano F.J., Waas T., Lambrechts W., Lukamn R., Hugé J. A review of commitment and implementation of sustainable development in higher
    education: results from a worldwide survey // Journal of Cleaner Production. 2015. Vol. 108, part A. P. 1–18. doi: 1016/j.jclepro.2014.09.048
  5. Findler F., Schönherr N., Lozano R., Stacherl B. Assessing the impacts of higher education institutions on sustainable development — An analysis of tools and indicators // Sustainability. 2019. Vol. 11, no. 1. P. 1–19. doi: 3390/su11010059
  6. Giesenbauer B., Müller-Christ G. University 4.0: Promoting the Transformation of Higher Education Institutions toward Sustainable Development // Sustainability. 2020. Vol. 12, no. 8. Article 3371. doi: 3390/su12083371
  7. Chankseliani M., McCowan T. Higher education and the sustainable development goals // Higher
    2021. Vol. 81. P. 1–8. doi: 10.1007/s10734-020-00652-w
  8. Фадейкина Н. В., Гринева С. В., Сапрыкина О. А. Создание инновационной образовательной экосистемы образовательной организации высшего образования как необходимое условие повышения ее корпоративной социальной ответственности // Сибирская финансовая школа. 2018. № 5 (130). С. 57–72.
  9. Kankovskaya A. Higher Education for Sustainable Development: Challenges in Russia // Procedia CIRP. 2016. Vol. 48. P. 449–453. doi: 10.1016/j.procir.2016.03.153
  10. Локтионова Е. А., Хлебович Д. И. Университет как проводник устойчивого развития: задачи, подходы и практика // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17, № 6 (114). С. 176–187. doi: 21686/2413-2829-2020-6-176-187
  11. Vaughter P., Wright T., McKenzie M., Lidstone L. Greening the ivory tower: A review of educational research on sustainability in post-secondary education // Sustainability. 2013. Vol. 5, no. 5. P. 2252–2271.
    doi: 3390/su5052252
  12. Alghamdi N., Heijer A. den, Jonge H. de. Assessment tools’ indicators for sustainability in universities: An analytical overview // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2017. Vol. 18, no. 1. P.84–115. doi: 1108/ijshe-04-2015-0071
  13. Koehn P. , Uitto J. I. Evaluating sustainability education: Lessons from international development experience // Higher Education. 2014. Vol. 67. P. 672–635. doi: 10.1007/s10734-013-9669-x
  14. Leal Filho W., Ruiz Vargas V., Salvia A.L. [et al.]. The role of higher education institutions in sustainability initiatives at the local level // Journal of cleaner production. 2019. Vol. 233. P. 1004–1015. doi: 1016/j.jclepro.2019.06.059
  15. Котомина О. В. Функциональная модель влияния системы высшего образования на устойчивое развитие региона // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 241–256. doi: 15593/2224-9354/2021.3.17
  16. Котомина О. В. Влияние функционирования системы высшего образования на устойчивое развитие региона // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы 2021: материалы II Всерос. молодежной науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2022. С. 159–167.
  17. Bebbington J., Russell S., Thomson I. Accounting and sustainable development: Reflections and
    propositions // Critical Perspectives on Accounting. Vol. 48. P. 21–34. doi: 10.1016/j.cpa.2017.06.002
  18. Шевченко О. М. Мониторинг развития системы высшего образования региона // Обучение
    и воспитание: методики и практика. 2015. № 20. С. 149–153.
  19. Новиков С. В. Функциональные параметры технического университета в коммуникационной модели национальной инновационной системы // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. Т. 24, № 4. С. 126–132.
  20. Brusca I., Labrador M., Larran M. The challenge of sustainability and integrated reporting at universities: A case study // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 188. P. 347–354. doi: 1016/j.jclepro.2018.03.292
  21. Vargas V. , Lawthom R., Prowse A., Randles S., Tzoulas K. Sustainable development stakeholder networks for organisational change in higher education institutions: A case study from the UK // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 208. P. 470–478. doi: 10.1016/j.jclepro.2018.10.078
  22. Константинова Л. В. Современный университет – университет для общества // Россия:
    Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16: материалы XX Национальной науч. конф.
    с международ. участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / отв. ред. В. И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2021. Ч. 1. С. 800–803.
  23. Буренина И. В., Быль Е. А. Рейтинговая система оценки устойчивого развития территориальных субъектов: российский и мировой опыт // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8, № 2. doi: 15862/99EVN216
  24. Устойчивое развитие регионов и городов Поволжья: кол. моногр. / под ред. С. М. Никонорова, С. В. Соловьевой, К. С. Ситкиной. М.: Эконом. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. 255 c.
  25. Firsova A. , Makarova E. L., Tugusheva R. R. Institutional Management Elaboration through Cognitive Modeling of the Balanced Sustainable Development of Regional Innovation Systems // Journal of open innovation: Technology, Market and Complexity. 2020. Vol. 6, no. 32. 10.3390/joitmc6020032

Сведения об авторе

Olga Viktorovna Kotomina, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Старший преподаватель департамента менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38); аспирант кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: kotominaov@gmail.com)

Опубликована
2022-10-16
Как цитировать
Kotomina O.V. Оценка функционирования системы высшего образования в интересах устойчивого развития региона // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2022. Том 17. № 3. С. 321-337. doi: 10.17072/1994-9960-2022-3-321-337
Раздел
Региональная экономика