Диффузия организационно-управленческих инноваций как фактор интенсификации процессов экономического развития предприятий России

  • Oksana Nikolaevna Kiseleva Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. http://orcid.org/0000-0003-2741-2753

Аннотация

Устойчивое экономическое развитие страны находится в непосредственной связи с уровнем инновационности хозяйствующих субъектов различных отраслей народного хозяйства. Поэтому разработка и реализация инновационных идей становится приоритетным направлением развития национальных социально-экономических систем. Для России данный вектор является особенно актуальным, так как определяет принципиальную возможность реализации стратегических ориентиров перехода на инновационный путь развития. В настоящее время уровень инновационной активности отечественных предприятий является недостаточным для обеспечения перехода к экономике инновационного типа. Несмотря на усилия со стороны государства, выраженные в создании условий для инновационного развития, существует достаточно много ограничений, препятствующих осуществлению инновационной деятельности отечественных предприятий. Одной из таких причин является неэффективность действующих систем управления, не способных поддержать процессы разработки и реализации инноваций на предприятии. Для нивелирования существующей проблемы предлагается сбалансировать процессы изменений в производственной сфере предприятия с процессами изменений в системе управления, основанных на внедрении организационно-управленческих инноваций. С целью повышения интенсивности проникновения организационно-управленческих инноваций на отечественные предприятия обосновывается необходимость создания информационного портала, обеспечивающего трансфер и сопровождение диффузии инноваций в действующие на российских предприятиях системы управления, как инструмента интенсификации процессов их инновационного развития. Одной из отличительных черт предлагаемого элемента информационной инфраструктуры, наряду с практико-ориентированным контентом и детализированной структурой представления информации, является организация эффективной коммуникации между участниками портала, содействующая быстрому проникновению инновационных идей в системы управления отечественных предприятий. Доказательством достижения эффективного распространения организационно-управленческих инноваций на отечественные предприятия посредством предложенного портала являются результаты, полученные на основе модифицированной модели диффузии инноваций, подтверждающие увеличение скорости проникновения инноваций в системах управления за счет межличностного взаимодействия участников портала. Таким образом, внедрение предложенного портала в практику деятельности российских предприятий будет способствовать активизации их инновационной деятельности, что определит интенсификацию процессов инновационного развития экономики России в целом. В дальнейшем представленная модель диффузии инноваций может быть использована для выявления наиболее значимых факторов диффузионного распределения организационно-управленческих инноваций, способствующих ускорению их проникновения на предприятия нашей страны.

Ключевые слова

инновационное развитие, инновационная деятельность предприятий, организационно-управленческие инновации, система управления, производственная сфера, технологические формы инноваций, информационная инфраструктура, диффузионная модель, диффузия инноваций, трансфер технологий, портал.

Список литературы

1. Киселева О.Н. О некоторых особенностях в теории организационно-управленческих инноваций в отечественной науке // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2016. № 3 С. 143–152. doi: 10.17072/1994-9960-2016-3-143-152.
2. Киселева О.Н. Организационно-управленческие инновации как фактор развития предприятия: монография. Саратов: Изд-во СГТУ им. Ю.А. Гагарина, 2016. 187 с.
3. Кузнецов О.И., Махметова А.Е. Инновационные технологии в управлении бизнес-процессами предприятий // Вестник СГТУ. 2013. № 1 (69). С. 289–292.
4. Гарипова Г.Р., Гилязутдинова И.В. Методические основы внедрения управленческих нововведений: зарубежный опыт и отечественная практика // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 2. С. 235–241.
5. Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С. Инновационные технологии управления в химической промышленности // Ресурсо- и энергосберегающие технологии в химической и нефтехимической промышленности: VII Международная конференция Российского химического общества имени Д.И. Менделеева, посвященная 100-летию со дня рождения Л.А. Костандова / ред. коллегия: А.Ю. Цивадзе, Е.Г. Винокуров, Н.Р. Косинова, Н.Н. Кулов. 2015. С. 94–96.
6. Майорова М.А. Систематизация базисных факторов, способствующих и препятствующих внедрению организационно-управленческих инноваций в производственно-экономическую деятельность предприятий // Науковедение: электронный научный журнал. 2014. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/159EVN614.pdf (дата обращения: 20.02.2020). doi: 10.15862/159TVN614.
7. Шинкевич А.И., Гарипова Г.Р. Управленческие инновации: состояние и перспективы развития: монография / М-во образования и науки России; Казан. нац. исслед. технол. ун-т. Казань: Изд-во КИИТУ, 2015. 172 с.
8. Киселева О.Н. Портал поддержки организационно-управленческих инноваций как инструмент, обеспечивающий разработку и внедрение организационно-управленческих инноваций на отечественных предприятиях // Инновационная деятельность. 2015. № 1 (32). С. 74–80.
9. Birkinshaw J., Mol M. How management innovation happens // MIT Sloan Management Review. 2006. Vol. 47, № 4. P. 81–88.
10. Wolek F.W. Implementation and the process of adopting managerial technology // INFORMS Journal on Applied Analytics. 1975. Vol. 5, № 3. P. 1–95.
11. Минаев В.А., Овчинский А.С., Скрыль С.В., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели. М.: Российский новый университет, 2012. 213 с.
12. Делицын Л.Л. Моделирование распространения нововведения в неоднородной социально-экономической системе с учетом цен и демографических процессов // Идентификация систем и задачи управления: труды VIII Международной конференции. SICPRO’09. М., 2009. С. 321–331.
13. Силкина Г.Ю. Пространственно-временная структура инновационных процессов и ее модельное представление // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». 2012. № 1. С. 309–315.
14. Wang C., Zhao Z. Horizontal and vertical spillover effects of foreign direct investment in Chinese manufacturing // Journal of Chinese economic and foreign trade studies. 2008. Vol. 1, № 1. P. 8–20. doi: 0.1108/17544400810854469.
15. Rogers E.M. Diffusion of innovations. N. Y.: Free Press, 1995. 519 p.
16. Bass F.M. New product growth for model consumer durables // Management Science. 1969. Vol. 15, № 5. P. 215–227.
17. Гузикова Л.А., Колесникова А.М., Иващенко Л.И. Управление ценой инновационного продукта на основе модели диффузии инноваций // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 3 (32). С. 208–212.
18. Минаков В.Ф., Минакова Т.Е., Галстян А.Ш. Обобщенная экономико-математическая модель распространения и замещения инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 47 (302). С. 49–54.
19. Михалева Е.П., Чинилина К.А. Модель диффузии потребительский инноваций на основе построения кумулятивной кривой // Креативная экономика. 2013. № 11 (83). С. 46–53. doi: 10.18334/ce.7.11.5052.
20. Сараев А.Л. К теории диффузии инноваций, учитывающей эффект запаздывания межличностной коммуникации // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 8 (130). С. 206–211.
21. Kandler A., Steele J. Innovation diffusion in time and space: Effects of social information and of income inequality // The Open-Access Journal for the Basic Principles of Diffusion Theory, Experiment and Application. 2009. Vol. 3. P. 1–17.
22. Bulte C. van den, Joshi Y.V. New product diffusion with influentials and imitators // Marketing Science. 2007. Vol. 26 (3). P. 400–421.
23. Дубинина М.Г. Исследование современных подходов к моделированию процессов распространения технологий в наукоемких отраслях // Труды ИСА РАН. 2015. Т. 65, № 3. С. 43–54.
24. Mahajan V., Peterson R.A. Models for innovation diffusion. Sage Publications, 2004. 88 p.
25. Mansfield E. Technical change and the rate of imitation // Econometrica. 1961. № 10. P. 741–766.
26. Meyer P.S. Bi-logistic growth // Technological Forecasting and Social Change. 1994. Vol. 47. P. 89–102.
27. Андреева О.Ю., Мусалев Р.Р. Влияние потребителей на трансфер инноваций // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2015. № 4. С. 36–54.
28. Ландэ Д.В. Модель диффузии информации. URL: http://www.it2b.ru/files/mdi.pdf (дата обращения: 06.04.2020).
29. Bhargava S., Kumar A., Mukherjee A. A stochastic cellular automata model of innovation diffusion // Technological Forecasting and Social Change. 1993. Vol. 44, № 1. P. 87–97. doi: 10.1016/0040-1625(93)90008-U.
30. Bemmaor A.C., Lee J. The impact of heterogeneity and ill-conditioning on diffusion model parameter estimates // Marketing Science. 2002. Vol. 21. P. 209–220. doi: 10.1287/mksc.21.2.209.151.
31. Karmeshu Goswami D. Stochastic evolution of innovation diffusion in heterogeneous groups: Study of life cycle patterns // IMA Journal of Management Mathematics. 2001. Vol. 12. P. 107–126. doi: 0.1093/imaman/12.2.107.
32. Young H.P. Innovation diffusion in heterogeneous populations: Contagion, social influence, and social learning // American Economic Review. 2009. Vol. 99 (5). P. 1899–1924. doi: 10.1257/aer.99.5.1899.
33. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Модели информационного влияния и информационного управления в социальных сетях // Проблемы управления. 2009. № 5. С. 28–35.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Сведения об авторе

Oksana Nikolaevna Kiseleva, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Киселева Оксана Николаевна – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности и управления, Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина (Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77; e-mail: oksana@briik.ru).

Опубликована
2020-07-08
Как цитировать
Kiseleva O.N. Диффузия организационно-управленческих инноваций как фактор интенсификации процессов экономического развития предприятий России // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2020. Том 15. № 2. С. 307-323. doi: 10.17072/1994-9960-2020-2-307-323
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами