Развитие предпринимательской структуры путем повышения капитализации гудвилла

  • Mihail Nikolaevich Dudin Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Robert Mikhailovich Nizhegorodtsev Институт проблем управления РАН
  • Vladimir Dmitrievich Sekerin Московский государственный машиностроительный университет

Аннотация

В контексте трансформации экономики от индустриальной к постиндустриальной возрастает роль интеллектуального капитала, что отражается в значительной разнице между рыночной и балансовой стоимостью капитала предпринимательских структур. Это делает исследование такой специфической экономической категории, как гудвилл, актуальным и перспективным. Целью статьи является исследование направлений развития предпринимательской структуры путем повышения капитализации гудвилла. Методической основой являются сравнительный и морфологический методы анализа. Исследованы сущность и содержание экономических категорий «гудвилл» и «капитализация», определена взаимосвязь гудвилла и интеллектуального капитала предпринимательской структуры. Выявлено, что наиболее значительными составляющими гудвилла являются такие факторы, как деловые связи, престиж торговых марок, качество менеджмента и технологий управления, деловая репутация предпринимательской структуры. Значительная часть рыночной стоимости компании в современной экономике создается именно благодаря эффективному использованию интеллектуального капитала. Финансирование инновационных проектов, поддержка эффективной маркетинговой политики требуют значительных инвестиций в нематериальные активы. Таким образом, внутренне созданный гудвилл становится доминирующим фактором, который положен в основу рыночной цены компании и ее капитализации. Практическое применение результатов данной работы позволит активизировать направленность предпринимательских структур на инновационно-интеллектуальную деятельность, что, в свою очередь, поможет компаниям достичь более высокой конкурентоспособности в условиях постиндустриального рынка.

Ключевые слова

постиндустриальная экономика, нематериальные активы, гудвилл, капитализация гудвилла, предпринимательская структура, стратегическое развитие.

Список литературы

1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. 4-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2012. 674 с.
2. Волков Л. Деловая репутация промышленных предприятий: сущность и содержание экономической категории // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 3. С. 132–138.
3. Гальцева Е.В. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. М., 2005. 137 с.
4. Десмонд Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. М.: Российское общество оценщиков, 1996. 264 с.
5. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сафин Ф.М., Егорушкин П.А. Инновационный форсайт как инструмент конкурентоспособного развития предпринимательских структур: монография. М.: Наука, 2013. 216 с.
6. Европейские стандарты оценки 2000 / пер. с англ. Г.И. Микерина, Н.В. Павлова, И.Л. Артеменкова. М.: Российское общество оценщиков, 2003. 264 с.
7. Ермоленко В.В., Попова Е.Д. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура, стратегии развития и модель управления // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 2. С. 110–122.
8. Иванов Д.С., Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Стимулирование инновационной деятельности российских производственных компаний: новые возможности и ограничения // Форсайт. 2012. № 2. С. 18–41.
9. Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2, № 4. С. 113–132.
10. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: учеб. пособие. М.: Проспект, КНОРУС, 2010. 768 с.
11. Крымов С.М., Аникина Н.А. Гудвилл как инструмент управления стоимостью компании // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 26. С. 68–72.
12. Оценка стоимости неосязаемых (нематериальных) активов: Международное руководство по оценке № 4 (МР 4) // Стандарты и правила оценочной деятельности общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». URL: http://www.citomsk.ru/files/cco_2005.pdf (дата обращения: 29.11.2015).
13. Нифаева О.В., Гасин А.В. Необходимость повышения стоимости бизнеса в концепции ценностно-ориентированного менеджмента // Материалы XIV Междунар. науч.-технической конф. «Экономика и эффективность организации производства – 2010», Брянск. URL: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/nifaeva_neob.htm (дата обращения: 30.11.2015).
14. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2001. 512 с.
15. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник / под ред. Н.А. Абдуллаева, Н.А. Колайко. М.: ЭКСМО, 2000. 352 с.
16. Просвирина И.И. Оценка внутренне созданного гудвилла компаний // Международный бухгалтерский учет. 2005. № 9. С. 23–30.
17. Рейли Р.Ф., Швайс Р.П. Внутренний гудвилл предприятия // Willamette Management Associates BUSINESS VALUATIONS GUIDE. 2007. №1. URL: http://www.cfin.ru/appraisal/intel/purchased_go
odwill.shtml (дата обращения: 30.11.2015).
18. Савельев А.В. Оценка гудвилла компании как инструмент принятия управленческих решений: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2008. 175 с.
19. Титов С.А. Стратегия формирования и методы оценки имиджа предпринимательской структуры: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2004. 160 с.
20. Филлипов О.А. Интеллектуальный капитал как социальная основа устойчивых инновационных преимуществ компании: автореф. дисс. … канд. соц. наук: 22.00.03. М., 2011. 30 с.
21. Хотинская Г.И., Гальцева Е.В. Теория и практика капитализации в условиях рынка // Собственность и рынок. 2005. №9. С. 2–5.
22. Barney J.B. Firm resources and sustainable competitive advantage // Journal of Management. 1991. № 17. Р. 99–120.
23. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Didenko E.N. Economic Features of «Goodwill» Category as a Factor of Business Management Improvement // European Researcher. 2013. Vol. (58). № 1–9. P. 2212–2217.
24. Hillenbrand C., Money K. Corporate Responsibility and Corporate Reputation: Two Separate Concepts or Two Sides of the Same Coin? // Corporate Reputation Review. 2007. Vol. 10, No. 4. P. 261–277.
25. Klingbeil C. Intangible Assets and Goodwill in the context of Business Combinations: An industry study, 2010. URL: https://www.kpmg.com/PT/pt/Issues
AndInsights/Documents/Intangible-assets-and-goodwill.pdf (дата обращения: 30.11.2015).
26. Larson K.D., Miller P.W. Financial accounting. 6th ed. Chicago: Irwin, 1995. 686 p.

 

Сведения об авторах

Mihail Nikolaevich Dudin, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

М.Н. Дудин, докт. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Электронный адрес: dudinmn@mail.ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82, строение 1

Robert Mikhailovich Nizhegorodtsev, Институт проблем управления РАН

Р.М. Нижегородцев, докт. экон. наук, профессор, заведующий лабораторией Электронный адрес: bell44@rambler.ru Институт проблем управления РАН, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 65

Vladimir Dmitrievich Sekerin, Московский государственный машиностроительный университет

В.Д. Секерин, докт. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики
и организации производства Электронный адрес: bcintermarket@yandex.ru Московский государственный машиностроительный университет, 107023, г. Москва, ул. Б.Семёновская, 38

Опубликована
2016-03-31
Как цитировать
Dudin M.N., Nizhegorodtsev R.M., Sekerin V.D. Развитие предпринимательской структуры путем повышения капитализации гудвилла // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2016. Том 1. № 28. С. 129-137.
Раздел
Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами