Методика технико-экономической оценки эффективности повышения надежности авиационных газотурбинных двигателей военного назначения при их послепродажном обслуживании по нормируемым показателям конечного результата

  • Marsel' Raufovich Asadullin Акционерное общество «Авиадвигатель»

Аннотация

Дается описание конфликта интересов государственного заказчика и головного исполнителя в вопросе повышения надежности авиационной техники в процессе ее послепродажного обслуживания. Показано, что конфликт интересов возникает при традиционном подходе к оплате услуг головного исполнителя по методу «издержки+». В качестве механизма разрешения конфликта интересов приводятся успешно применяемые за рубежом контрактные модели государственно-частного партнерства со схемой оплаты услуг исполнителя по нормируемым показателям конечного результата послепродажного обслуживания авиационной техники. Длительный срок таких контрактов и независимость размера сервисных платежей от фактических затрат исполнителя стимулируют частного партнера к проведению мероприятий, направленных на повышение надежности техники. Показана актуальность проведения технико-экономической оценки эффективности таких мероприятий. Приводятся основные положения методики технико-экономической оценки эффективности повышения надежности авиационной техники на примере парка двигателей, эксплуатируемых в составе расчетной группы военно-транспортных самолетов, при их послепродажном обслуживании по нормируемым показателям конечного результата. В основе методики лежит имитационная модель эксплуатации парка двигателей, позволяющая определять показатели технико-экономической оценки: средняя за период действия контракта исправность расчетной группы военно-транспортных самолетов, эксплуатационные затраты государственного заказчика и прибыль головного исполнителя. На основании разработанной методики экспериментально показано, что при послепродажном обслуживании парка двигателей по нормируемым показателям конечного результата у головного исполнителя существует экономическая заинтересованность в повышении надежности двигателей сверх заданных в нормативной документации требований.

Ключевые слова

технико-экономическая оценка, имитационное моделирование, исправность авиационной техники, конфликт интересов, послепродажное обслуживание, показатели конечного результата, авиационный газотурбинный двигатель, надежность авиационного двигателя, наработка на досрочный съем двигателя, военно-транспортный самолет.

Список литературы

1. Акимов В.М. Основы надежности газотурбинных двигателей: учебник для сту-дентов машиностроительных специальностей вузов. М.: Машиностроение, 1981. 207 с.
2. Акимов В.М., Старик Д.Э., Морозов А.А. Экономическая эффективность повышения ресурса и надежности газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1972. 172 с.
3. Александровская Л.Н., Афанась-ев А.П., Лисов А.А. Современные методы обеспечения безотказности сложных систем. М.: Логос, 2001. 208 с.
4. Асадуллин М.Р. Методика определения оптимальных условий контракта жизненного цикла (на примере авиационного двигателестроения) // Какая экономическая модель нужна России? Материалы II Пермского конгресса ученых-экономистов, 11 февр. 2016 г. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т. 2016. С. 126–132.
5. Барзилович Ю.Е., Мезенцев В.Г., Савенков М.В. Надежность авиационных си-стем. М.: Транспорт, 1982. 182 с.
6. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 264 с.
7. Вопросы математической теории надежности / под ред. Б.В. Гнеденко. М.: Радио и связь, 1983. 376 с.
8. Клочков В.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных производств (на примере авиационного двигателестроения): дисс. … д-ра экон. наук: 05.02.22. М., 2007. 319 с.
9. Михайлов А.А. Модель эксплуатации парка двигателей с учетом использования стратегий управления ресурсами // Всероссийская научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н. Е. Жуковского». Сборник тезисов / Москва: ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского. 2004.
10. Пожизненный контракт // Бюлле-тень оперативной информации «Московские Торги». 2014. № 11. URL: http://e-torgi.ru
/index.php/stati-2/7691-pozhiznennyj-kontrakt (дата обращения: 03.03.2015).
11. Писарев В.Н. Применение теории массового обслуживания в задачах инженерно-авиационного обеспечения / Москва: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1965. 44 с.
12. Румянцев Е.А., Осовский В.П., Протопопов В.А. Инженерно-авиационное обеспечение боевых действий частей авиации вооруженных сил и эксплуатация авиационного оборудования / ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1989. 398 с.
13. Смирнов Н.Н. Научные основы построения системы технического обслуживания и ремонта самолётов ГА. М.: МГТУГА, 1994. 107 c.
14. Смирнов Н.Н., Ицкович А.А. Об-служивание и ремонт авиационной техники по состоянию. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1987. 272 с.
15. Чудаева А.А. Надежность и срок службы оборудования как экономическая категория // Вестник ОГУ. 2009. Вып. 8 (102). С. 150–155.
16. Aguilar M., Estrada G., Myers J. Decision-support quantitative models for valuing incentives in performance-based contracts. Monterey, CA: Naval Postgraduate School. 2005. 112 p.
17. Deloitte Consulting LLP. Perfor-mance based logistics in aerospace & defense. A rapidly growing market providing lower overall sustainment costs for military equipment and profitable growth opportunities for defense contractors. URL: http://www.deloitte.com.br/publicac
oes/2007/Performance_Based_Logistics_in_A&D.pdf (дата обращения: 29.12.2014).
18. Guajardo J., Cohen A., Kim S., Netessine S. Impact of performance-based contracting on product reliability: an empirical analysis. URL: http://faculty.som.yale.edu/sangkim/PBC-Relia
bility-Empirical.pdf (дата обращения: 03.03.2015).
19. Kim S., Cohen M, Netessine S. Reliability or inventory? Analysis of product support contracts in the defense industry. URL: http://sites.insead.edu/facultyresearch/research/doc.cfm?did=47947 (дата обращения: 14.11.2015).
20. PBC Discussion Paper Vol 1.0. Next generation performance-based support contracts – Achieving the Outcomes that Defence Requires. URL: http://www.defence.gov.au/dmo/Multimedi
a/Next_GPBSC-9-5978.pdf (дата обращения: 15.03.2015).
21. Randall W., Nowicki D., Hawkins T. Explaining the effectiveness of performance-based logistics: a quantitative examination. The International Journal of Logistics Management, 2011, vol. 22, issue 3, pp. 324–348. doi: http://dx.doi.org/10.1108/09574091111181354.
22. Sopranos K. Performance-based logistics helps Boeing boost mission readiness. URL: http://www.boeing.com/news/frontiers/arch
ive/2007/august/i_ids01.pdf (дата обращения: 30.03.2015).

Сведения об авторе

Marsel' Raufovich Asadullin, Акционерное общество «Авиадвигатель»

М.Р. Асадуллин, заместитель начальника отдела по работе с заказчиками АО «Авиадвигатель» Электронный адрес: msmk_90@mail.ru Акционерное общество «Авиадвигатель», 614990, Россия, г. Пермь, ГСП, Комсомольский пр-т, 93

Опубликована
2019-10-05
Как цитировать
Asadullin M.R. Методика технико-экономической оценки эффективности повышения надежности авиационных газотурбинных двигателей военного назначения при их послепродажном обслуживании по нормируемым показателям конечного результата // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2016. Том 3. № 30. С. 77–91. doi: 10.17072/1994–9960–2016–3–77–91
Раздел
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике