Программы содействия занятости населения в субъектах РФ в 1995–2016 гг.: институциональный анализ

  • Marina Andreyevna Giltman Тюменский государственный университет
  • Alexandra Alexandrovna Votyakova Тюменский государственный университет

Аннотация

Активная политика на рынке труда РФ реализуется посредством принятия программ содействия занятости и подобных документов, предусматривающих реализацию конкретных мероприятий по трудоустройству безработных. В мировой практике активная политика на рынке труда рассматривается как институт, способствующий сокращению продолжительности безработицы и численности безработных. Таким образом, государственное регулирование направлено на как можно более быстрый перевод индивида из статуса безработного в статус занятого. В России активная политика на рынке труда проводится более 20 лет. За этот период  произошла постепенная передача большинства полномочий по разработке и реализации программ содействия занятости из федерального центра на уровень субъектов РФ. В настоящее время согласно формальным нормам законодательства почти все программы разрабатываются, принимаются и финансируются на уровне регионов. Активная политика на региональных рынках труда пока что оставалась за пределами экономических исследований из-за отсутствия эмпирических данных, необходимых для количественного анализа. Но представленные в открытом доступе паспорта региональных программ содействия занятости позволяют провести их качественный институциональный анализ. Целью данного исследования является сопоставительно-институциональный анализ программ содействия занятости в субъектах РФ с 1995 по 2016 гг. Для этого были проанализированы паспорта 263 программ содействия занятости населения, принятых в субъектах РФ. Новизна исследования состоит в ручном сборе и обработке уникальной базы данных региональных программ содействия занятости и ее анализе. Результаты исследования показали, что управление активной политикой на рынках труда субъектов РФ до сих пор остается централизованным. Несмотря на то что регионы реагируют на кризисные явления в экономике увеличением количества принимаемых программ содействия занятости населения, проведенный анализ дает основания предполагать, что эффективность этого института невысока.

Ключевые слова

занятость, рынок труда, региональные рынки труда, институты рынка труда, государственная политика занятости, активная политика на рынке труда, институциональный анализ, эффективность.

Список литературы

1. Аузан А., Сатаров Г. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации // Вопросы экономики. 2012. №6. С. 6573.
2. Гильтман М.А. Влияние заработной платы на занятость в районах Крайнего Севера России // Пространственная экономика. 2016. №1. С. 6080. doi: 10.14530/se.2016.1.060-080.
3. Горина Е.Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования // Регионология. 2010. №2. С. 176186.
4. Кобзарь Е.Н. Минимальная зара-ботная плата и региональные рынки труда в России: препринт WP15/2009/06. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 60 с.
5. Козлова О.А., Терентьева Т.В., Макарова М.Н., Лан Д.Х. Территориальные факторы стратегического развития Дальневосточных регионов // Экономика региона. 2016. Т. 12, №3. С. 765775.
6. Концепция действий на рынке труда на 2003–2005 гг.: одобр. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-р. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Коокуева В.В. Финансирование программы содействия занятости населения в Республике Калмыкия // Финансы и кредит. 2010. №35(419). С. 4751.
8. Локтюхина Н.В. О некоторых проблемах реализации нового этапа государственной политики содействия занятости населения // Уровень жизни населения регионов России. 2012. №2. С. 4750.
9. Лукьянова А.Л. Практика установ-ления региональных минимальных заработных плат в субъектах Российской Федерации (2007–2015) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. №1. С. 81102.
10. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности государственных программ на рынке труда // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. №4. С. 2747.
11. Мироненко О.Н. Адаптация российских работодателей к требованиям законодательства о защите занятости // Российский журнал менеджмента. 2012. Т. 10, №3. С. 3154.
12. Нисневич Ю.А. Метод сопостави-тельно-институционального анализа // Мировая экономика и международные отношения. 2011. №5. С. 7684.
13. О занятости населения в Россий-ской Федерации: Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 (с изм., включая ред. от 09.03.2016).
14. Ощепков А.Ю. Влияние минимальной заработной платы на неформальную занятость: препринт WP3/2013/07. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 49 с.
15. Пить В.В., Заполева Е.О., Пономарева И.В. Внутренняя трудовая миграция: подходы к рассмотрению, перспективы, угрозы и пути преодоления (на примере г. Березовского Свердловской области) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Со-циология. 2015. №1(21). С. 94101.
16. Содействие занятости населения: государственная программа Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Соколов Г.М. Сравнительный ин-ституциональный анализ земельной собственности в России, Индии и США // Terra Economicus. 2016. Т. 14, №2. С. 7089.
18. Фролов Д. Методологический ин-ституционализм 2.0: от институтов  к институциональным конфигурациям // Вопросы экономики. 2016. №7. C. 147160.
19. Шаститко А. О методологии ин-ституциональных исследований // Вопросы экономики. 2016. №8. C. 96119.
20. Cascio E.U., Haider S.J., Nielsen H.S. The effectiveness of policies that promote labor force participation of women with children: A collection of national studies // Labour Economics. 2015. №36. P. 6471.
21. Dal Bianco S., Bruno R.L., Signorelli M. The joint impact of labour policies and the «Great Recession» on unemployment in Europe // Economic Systems. 2015. №39. P. 326.
22. Gimpelson V., Kapeliushnikov R., Lukiyanova A. Employment Protection Legisla-tion in Russia: Regional Enforcement and Labour Market Outcomes. IZA Discussion Paper. 2009. №. 4484. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/dir
ect/document/82631392 (дата обращения: 17.09.2016).
23. Grossi G., Reichard C. Variance in the Institutions of Local Utility Services: Evi-dence from Several European Countries // In book: Public and Social Services in Europe, Palgrave Macmillan UK. 2016. P. 297312. doi: 10.1057/978-1-137-57499-2_20.
24. Holmlund B. What do labor market institutions do? // Labour Economics. 2014. №30. P. 6269.
25. Kapeliushnikov R., Kuznetsov A., Kuznetsova O. Diversity within capitalism: the Russian labour market model // Employee Relations. 2011. №4. P. 395412.
26. Kluve J., Lehmann H., Schmidt C.M. Disentangling Treatment Effects of Active Labor Market Policies: The Role of Labor Force Status Sequences // Labour Economics. 2008. №15. P. 12701295.
27. Lehmann H., Muravyev A. Labour market institutions and labour market perfor-mance: What can we learn from transition countries? // Economics of Transition. 2012. №20(2). P. 235269.
28. Lindley J., Mcintosh S., Roberts J., Murray C., Edlin R. Policy evaluation via a statistical control: A non-parametric evaluation of the ‘Want2Work’ active labour market policy // Economic Modelling. 2015. №51. P. 635645.
29. Muravyev A., Oshchepkov A. The effect of doubling the minimum wage on employment: evidence from Russia // IZA Journal of Labor & Development. 2016. №5:6. URL: http://iz
ajold.springeropen.com/articles/10.1186/s40175-016-0051-0 (дата обращения: 02.04.2016).
doi: 10.1186/s40175-016-0051-0.
30. Saint-Paul G. Can active labor market policy be counter-productive? // Research in Economics. 2015. №69. P. 2636.
31. Svabova L., Durica M. Analysis and modeling of situation of long – term unemployed jobseekers in Slovak labor market // Procedia Economics and Finance. 2015. №26. P. 446453.
32. Terzieva V., Dimitrova S., Arabska E. Assessment of active social policies’ impacts on labor market in a period of transformation in Bulgarian society // Procedia Economics and Finance. 2015. №30. P. 890902.
33. Vishnevskaya N., Lukiyanova A. Decentralisation of the minimum wage setting in Russia: Causes and consequences // The Economic and Labour Relations Review. 2016. Vol. 27, №. 1. P. 98117. doi: 10.1177/1035304616629616.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Сведения об авторах

Marina Andreyevna Giltman, Тюменский государственный университет

М.А. Гильтман, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики
Электронный адрес: giltman@rambler.ru
Тюменский государственный университет,
625002, Россия, г. Тюмень, ул. Семакова, 10

Alexandra Alexandrovna Votyakova, Тюменский государственный университет

А.А. Вотякова, магистр экономики
Электронный адрес: a.a.votyakova@gmail.com
Тюменский государственный университет,
625002, Россия, г. Тюмень, ул. Семакова, 10

Опубликована
2019-05-16
Как цитировать
Giltman M.A., Votyakova A.A. Программы содействия занятости населения в субъектах РФ в 1995–2016 гг.: институциональный анализ // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2016. Том 4. № 31. С. 127-139. doi: 10.17072/1994-9960-2016-4-127-139
Раздел
Региональная экономика