Усиление внутреннего бренда работодателя как фактор повышения производственной эффективности: международный опыт и российская практика

Авторы

  • Виктор Михайлович Ощепков Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-9509-9522
  • Ольга Владимировна Тютык Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-6763-7207
  • Наталия Валерьевна Мальцева Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0003-3929-1610

DOI:

https://doi.org/10.17072/1994-9960-2018-2-264-281

Аннотация

Настоящая статья посвящена вопросам повышения производственной эффективности через механизм улучшения бренда работодателя. Такой подход показал свою высокую значимость в крупнейших международных корпорациях. Современные предприятия, работающие в России, в том числе производственные структурные подразделения международных компаний зачастую сталкиваются с низким уровнем удовлетворенности персонала, что напрямую влечет снижение производительности труда. Поиск управленческих решений в данной сфере привел к необходимости решения следующих задач: оценить возможности влияния на производственную эффективность через повышение его удовлетворенности посредством улучшения бренда работодателя, разработать модель бренда работодателя, дифференцировать персонал и определить инструменты воздействия. На сегодняшний день корпорации-лидеры мировой экономики открыто декларируют важность учета принципа удовлетворенности персонала. Однако в России, не смотря на стабильное приведение заработной платы к среднерыночному уровню, значительные инвестиции в улучшение условий труда, обеспечение развития персонала и его социальной защиты, предприятия сталкиваются с проблемой неудовлетворенности персонала и его низкой заинтересованностью в результатах труда. Для понимания природы данной проблемы и выработки управленческих воздействий в пермском филиале ООО «Нестле Россия» реализован исследовательский проект по анализу удовлетворенности персонала и формированию бренда работодателя (март-сентябрь 2017 г.). В частности, проведены анализ статистических данных компании и 21 фокус-группа, в которых приняли участие 130 сотрудников филиала. С этой целью было разработано 9 комплектов вопросов. Результатом исследовательской работы стала разработка модели бренда работодателя, на ее основе, создан комплексный план действий по повышению удовлетворенности персонала для целей повышения производственной эффективности.

Ключевые слова

внутренний бренд работодателя, усиление бренда работодателя, удовлетворенность персонала, производственная эффективность, голубые и белые воротнички, модель внутреннего бренда, алгоритм управления, фокус-группы, метод Дельфи

Для цитирования

Ощепков В.М., Тютык О.В., Мальцева Н.В. Усиление внутреннего бренда работодателя как фактор повышения производственной эффективности: международный опыт и российская практика // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2018. Том 13. № 2. С. 264–281. DOI 10.17072/1994-9960-2018-2-264-281

Список литературы

1. Ambler T., Barrow S. The employer brand // Journal of Brand Management. 1996. Vol. 4. Iss. 3. Р. 185–206.
2. Barrow S., Mosley R. The employer brand: Bringing the best of brand management to people at work. Chichester, W. Sussex: John Wiley &Sons, Ltd., 2006. 232 p.
3. Chunping Y., Xi L. The Study on employer brand strategy in private enterprises from the per-spective of human resource management // Energy Procedia. 2011. № 5. Р. 2087–2091. doi: 10.1016/j.egypro.2011.03.360.
4. Мирошниченко А. А. Hr-бренд-оптимальный инструмент в конкурентной борьбе на рынке труда авиатранспортной отрасли России // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. № 167. С. 126‒130.
5. King C., Grace D. Building and measuring employee‐based brand equity // European Journal of Marketing. 2010, Vol. 44. Iss. 7. P. 938–971.
6. Miles S.J., Mangold W.G., Asree S., Revell J. Assesing the employee brand: A Census of One Company // Journal of managerial issues. 2011. Vol. 23. Iss. 4. Р. 491–507.
7. Priyadarshi P. Employer brand image as predictor of employee satisfaction, affective commitment and turnover // Indian Journal of Industrial Relations. 2011. Vol. 46. № 3. Р. 510–522.
8. Rampl L.V. How to become an employer of choice: transforming employer brand associations into employer first-choice brands // Journal of Marketing Management. 2014. Vol. 30. Iss. 13-14. Р. 1486–1504.
9. Guo Z., Cao H., Li Y. Research on the evaluation of employer brand competitiveness based on fuzzy AHP method // International Conference on E-Product E-Service and E-Entertainment. 2010.
10. Locke E. The nature and cause of job satisfaction // Handbook of industrial and organisational psychology. 1976. № 1. Р. 1297–1343.
11. Rad A.M.M., Yarmohammadian M.H. A study of relationship between managers' leadership style and employees' job satisfaction // Leadership in Health Services. 2006. Vol. 19. Iss. 2-3. Р. 11–28.
12. Jain P., Dahima V. Job satisfaction of employees working in power industry-a study of Guru Gobind Singh Super Thermal Plant in India // The Journal of Management Awareness. 2015. Vol. 18. Iss. 2. P. 38‒51.
13. Ellickson M.C., Logsdon K. Determinants of job satisfaction of municipal government employes // Public Personnel Management. 2002. Vol. 3.Iss. 31. Р. 343–358.
14. Prayogo L., Pranoto B.A.S., Purba H.H. Employee satisfaction analysis with human resource index // Management Science Letters. 2017. Р. 233–240. doi: 10.5267/j.msl.2017.2.003.
15. Lancaster G. Research methods in management: a concise introduction to research in management and business consultancy. Elsevier/Butterworth Heinemann, 2005. 271 р.
16. Трубин А.И. Удовлетворенность трудом как экономическая категория в современной теории и практике // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XX Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана, 16–18 марта 2017 г., Екатерин-бург. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 1829–1839.

Показать весь текст

Сведения об авторах

  • Виктор Михайлович Ощепков, Пермский государственный национальный исследовательский университет

    Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, заместитель декана экономического факультета

  • Ольга Владимировна Тютык, Пермский государственный национальный исследовательский университет

    Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

  • Наталия Валерьевна Мальцева, Пермский государственный национальный исследовательский университет

    Магистрант кафедры менеджмента

Загрузки

Опубликован

30.06.2018

Выпуск

Раздел

Экономика и управление предприятиями, организациями, отраслями, комплексами