Совершенствование процесса формирования и распределения налога на доходы физических лиц в бюджетной системе России (на примере городских бюджетов)
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2018-4-589-601Аннотация
С 2012 г. состояние городских бюджетов стало характеризоваться негативными тенденциями: сокращение объемов бюджетных доходов, их острый дефицит для покрытия текущих расходов, рост долговой нагрузки. Данные тенденции обусловлены в первую очередь реформированием перераспределения налога на доходы физических лиц между бюджетами разных уровней не в пользу городов. Это актуализирует необходимость повышения доходного потенциала городских бюджетов. Большинство представителей научного сообщества, в том числе Вологодского научного центра Российской академии наук, считают необходимым выравнивать дисбаланс городской бюджетной системы и корректировать действующую систему налогообложения. Целью статьи стало определение значимости налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов городских округов и выявление направлений совершенствования политики его распределения в бюджетной системе России. Проведен детальный анализ структуры и состояния динамики налоговых доходов бюджетов городских округов Северо-Западного федерального округа, позволивший установить прямую зависимость состояния городских бюджетов от норматива отчислений налога на доходы физических лиц. Доказано, что ключевой причиной ухудшения состояния городских бюджетных систем стало реформирование механизма межбюджетного перераспределения налога. На основе исследования отечественных и зарубежных научных трудов систематизированы и предложены направления реформирования распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами разного уровня. Результаты исследования могут стать основой для принятия органами управления решений по реформированию межбюджетной политики России с целью оптимизации налогового потенциала бюджетов городских округов. Полученные результаты позволят в перспективе разработать и обосновать конкретные сценарии вертикальной и горизонтальной корректировки структуры местных доходов, а также просчитать возможные последствия зачисления налога на доходы физических лиц не по месту работы, а по месту жительства налогоплательщика.
Ключевые словагородской округ, городской бюджет, муниципальные образования, органы местного самоуправления, налог на доходы физических лиц, бюджетная система, бюджетная политика
Для цитированияПеченская М.А. Совершенствование процесса формирования и распределения налога на доходы физических лиц в бюджетной системе России (на примере городских бюджетов) // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2018. Том 13. № 4. С. 589–601. DOI 10.17072/1994-9960-2018-4-589-601
Список литературы1. Бухвальд Е.М., Печенская М.А. О бюджетных ограничениях муниципального стратегического планирования // Самоуправление. 2016. № 9 (102). С. 16–19.
2. Печенская М.А. Развитие межбюджетных отношений в России в 2000–2015 гг. // Проблемы прогнозирования. 2017. № 2 (161). С. 117–130.
3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4–13.
4. Власенкова Е.А. Налог на доходы физических лиц и его роль в формировании доходной базы местных бюджетов // Финансы и кредит. 2012. Том 18, № 8 (488). С. 28–34.
5. Игонина Л.Л. Финансовая самостоятельность муниципальных образований: ограничения и возможности // Финансы и кредит. 2015. Том 21, № 35 (659). С. 12–24.
6. Покровская Н.В. Налоги в доходах местных бюджетов стран ОЭСР // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 33–37.
7. Поварова А.И. Реформирование налога на доходы физических лиц – важнейший фактор стабилизации бюджетной системы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 (48). С. 193–213. DOI: 10.15838/esc.2016.6.48.11.
8. Валентей С.Д., Глигич-Золотарёва М.В., Лыкова Л.Н. Старые и новые проблемы российского федерализма // Федерализм. 2012. № 4 (68). С. 7–38.
9. Магданов П.В. Генезис концепции стратегического планирования в контексте смены технологических укладов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2012. Спец. выпуск. С. 107–118.
10. Ashworth G., Voogd H. Selling the city: Marketing approaches in public sector urban planning. London: Belhaven Press, 1990. 177 р.
11. Slack E. Guide of municipal finance. Nairobi: UN-HABITAT, 2009. 81 p.
12. Garmann S. Elected or appointed? How the nomination scheme of the city manager influences the effects of government fragmentation // Journal of Urban Economics. 2015. Vol. 86. P. 26–42.
13. Bailey J.T. Marketing cities in the 80th and beyond. Chicago: American Economic Development Council, 1989. 260 р.
14. Терехина А.П. Система и принципы налогообложения доходов в наиболее развитых странах // Финансовое право. 2010. № 1. С. 22–30.
15. Friederich P., Gwiazda J., Woon Nam C. Development of local public finance in Europe // CESifo Working Paper Series, 2003, no. 1107. 55 p.
16. Friederich P., Kaltschütz A., Woon Nam C. Recent development of municipal finance in selected european countries // 44th Congress of the European Regional Science Association: "Regions and Fiscal Federalism", 25th ‒ 29th August 2004, Porto, Portugal, 2004. 53 p.
17. Kotler R., Asplund C., Rein I., Haider D.H. Marketing places Europe: How to attract investments, industries, residents and visitors to cities, communities, regions and nations in Europe. London, Financial Times Management, 2nd ed. 1999. 314 p.
18. Петрова Е.В. О проблемах распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами разных уровней. Анализ зарубежного опыта // Успехи современного естествознания. 2007. № 9. С. 101–105.
19. Социально-ориентированное местное управление: Опыт городов Германии для России / под. ред. Б.М. Гринчеля, Н.Е. Костылевой. СПб.: Наука, 1999. 388 с.
20. Ward S.V. Selling places: The marketing and promotion of towns and cities 1850–2000. London, 2004. 389 р.
21. Одинцова А.В. Местное самоуправление как институт развития // Федерализм. 2015. № 2 (78). С. 87–100.
22. Поварова А.И. Проблемы формирования бюджета городского округа // Проблемы развития территории. 2017. № 2 (88). С. 177–191.
23. Печенская М.А. Уровень бюджетно-налоговой компетенции территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 10. С. 101–114.
24. Печенская М.А. Межбюджетные отношения: состояние, регулирование, оценка результативности. Вологда, 2015. 164 c.
25. Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. Харьков: Пролетарий, 1925. 186 с.
26. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 38. URL: http://uaio.ru/vil/38.htm (дата обращения: 10.06.2018).
27. Акиндинова Н.В., Ясин Е.Г., Кузьминов Я.И. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. 2016. № 6. С. 5–35.
28. Фридман М. Капитализм и свобода. Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.
29. Пансков В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. 2010. № 6. С. 8–14.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.