Моделирование деятельности малых и средних предприятий с учетом предпринимательского капитала региона
DOI:
https://doi.org/10.17072/1994-9960-2019-1-110-124Аннотация
В условиях трансформации экономики России имеется настоятельная потребность в ускоренном развитии малых и средних предприятий. Решение задач развития предпринимательского сектора экономики регионов России выдвигает в число наиболее актуальных проблему определения резервов его устойчивого роста. Целью исследования является оценка трехфакторных производственных функций, описывающих зависимость оборота совокупностей малых и средних предприятий от заработной платы работников, инвестиций в основной капитал и сложившегося в регионе уровня развития предпринимательского капитала. Предложен показатель, характеризующий уровень развития предпринимательского капитала региона, – численность работников крупных предприятий, расположенных в соответствующем регионе. Исследование основывалось на эмпирических пространственных данных, характеризующих деятельность малых и средних предприятий, а также численности работников крупных предприятий. Использовалась официальная статистическая информация сплошного наблюдения за деятельностью бизнеса по 80 регионам России за 2015 г. Новизна исследования заключается в учете влияния сложившегося предпринимательского капитала региона на оборот малых и средних предприятий. Проведенное исследование позволило определить факторы, оказывающие влияние на оборот указанных предприятий, расположенных во всех регионах России, обосновать высокое качество аппроксимации исходных данных трехфакторными производственными функциями, доказать, что имеется существенный потенциал для насыщения экономики российских регионов товарами, работами и услугами малого и среднего бизнеса. Доказано, что накопленный в регионах России предпринимательский капитал оказывает существенное влияние на оборот малых и средних предприятий. Показано, что для его оценки может быть использована численность работников, занятых на крупных предприятиях соответствующего региона. Разработанные производственные функции представляют собой эффективные инструменты управления, которые позволяют проводить оценку уровня использования инвестиций в основной капитал и трудовых ресурсов малых и средних предприятий, функционирующих в регионах России. Результаты исследования, а именно новые знания и инструменты для оценки производственной деятельности малых и средних предприятий, имеют научное и практическое значение. Они могут использоваться в исследованиях предпринимательского сектора экономики регионов, мониторинге эффективности использования ресурсов и предпринимательского капитала, обоснования планов и программ развития малого и среднего предпринимательства. Дальнейшие исследования связаны с разработкой аналогичных функций по отраслям экономики России и муниципальным образованиям.
Ключевые словатрехфакторная производственная функция, эффект масштаба, малые и средние предприятия, оборот малых и средних предприятий, инвестиции в основной капитал, заработная плата, регионы России, предпринимательский капитал, эффективность использования ресурсов
Для цитированияПиньковецкая Ю.С. Моделирование деятельности малых и средних предприятий с учетом предпринимательского капитала региона // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2019. Том 14. № 1. С. 110–124. DOI 10.17072/1994-9960-2019-1-110-124
Список литературы1. Brock W.A., Evans D. Small business economics // Small Business Economics. 1989. Vol. 1, Iss. 1. P. 7–20.
2. Wennekers S., Uhlaner L., Thurik R. Entrepreneurship and its conditions: A macro perspective // International Journal of Entrepreneurship Education. 2002. Vol. 1, № 1. P. 25–64.
3. Feldman M., Lanahan L., Miller J. Inadvertent infrastructure and regional entrepreneurship policy. In book: Handbook of research on entrepreneurship and regional development / M. Fritsch (Ed.). Cheltenham, Northampton, MA: Edward Elgar, 2011. P. 216–251.
4. Mirjam van Praag C., Versloot P.H. What is the value of entrepreneurship? A Review of Recent Research // Small Business Economics. 2007. № 29 (4). P. 351–382. doi: 10.1007/s11187-007-9074-x.
5. Чепуренко А.Ю. Совмещая универсальные концепции с национальной спецификой: поддержка малого и среднего предпринимательства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 7–30.
6. Decker R., Haltiwanger J., Jarmin R., Miranda J. The Role of entrepreneurship in US job creation and economic dynamism // Journal of Economic Perspectives. 2014. Vol. 28, № 3. P. 3–24. doi: 10.1257/jep.28.3.3.
7. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт. М.: МСП Банк, 2015. 21 с.
8. Cobb C.W., Douglas P.H. A theory of production // The American Economic Review. 1928. № 18. P. 139–165.
9. Douglas P.H. Are There Laws of Production? // The American Economic Review. 1948. Vol. 38, № 1. P. 1–41.
10. Durand D. Some thoughts on marginal productivity with special reference to Professor Douglas' analysis // Journal of Political Economy. 1937. Vol. 45, № 6. P. 740–758.
11. Bohórquez V., Esteves J. Analyzing SMEs size as a moderator of ERP impact in SMEs productivity // Communications of the IIMA. 2008. Vol. 8, Iss. 3. P. 67–80.
12. Husain S., Islam M.S. A Test for the Cobb Douglas production function in manufacturing sector: The Case of Bangladesh // International Journal of Business and Economics Research. 2016. Vol. 5, № 5. P. 149–154. doi: 10.11648/j.ijber.20160505.13.
13. Sage A.P., Rouse W.B. Economic systems analysis and assessment: Cost, value, and competition in information and knowledge intensive systems, organizations, and enterprises. N. Y.: John Wiley & Sons. 2011. 404 p.
14. Khatun T., Afroze S. Relationship between real GDP and labour and capital by applying the Cobb-Douglas production function: A comparative analysis among selected Asian Countries // Journal of Business Studies. 2016. Vol. XXXVII, № 1. P. 113–129.
15. Batool S., Zulfiqar S. Analyzing the input output relationship of small and medium enterprises in Pakistan: An econometric approach // International Journal of Business and Economic Development. 2013. № 1 (1). P. 66–73.
16. Пиньковецкая Ю.С. Факторы, влияющие на оборот малых и средних предприятий: оценка по данным регионов России // Ars Administrandi (Искусство управления). 2018. Т. 10, № 2. С. 199–216. doi: 10.17072/2218-9173-2018-1-199-216.
17. Пиньковецкая Ю.С. Модели объемов производства совокупностей малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации // Мир новой экономики. 2016. № 2. С. 113–118.
18. Romer P.M. Increasing returns and long-run growth // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94, № 5. P. 1002–1037.
19. Hofstede G., Noorderhaven N.G., Thurik A.R., Wennekers A.R.M., Uhlaner L., Wildeman R.E. Culture's role in entrepreneurship. In book: Innovation, entrepreneurship and culture: The interaction between technology, progress and economic growth / Ulijn J., Brown T. (Eds). Brookfield, UK: Edward Elgar, 2002. 220 p.
20. Acs Z.J., Audretsch D.B. Handbook of entrepreneurship research: An interdisciplinary survey and introduction. Dordrecht: Kluwer Academic Publ., 2003. 678 p.
21. Minniti M. Entrepreneurial alertness and asymmetric information in a spin-glass model // Journal of Business Venturing. 2004. Vol. 19, Iss. 5. P. 637–658.
22. Audretsch D., Keilbach M. Entrepreneurship capital and economic performance // Regional Studies. 2004. Vol. 38, № 8. P. 949–959.
23. Audretsch D., Bönte W., Keilbach M. Entrepreneurship capital and its impact on knowledge diffusion and economic performance // Journal of Business Venturing. 2008. Vol. 23, № 6. P. 687–698.
24. Chang E.P.C., Chrisman J.J., Kellermanns F.W. The relationship between prior and subsequent new venture creation in the United States: A county level analysis // Journal of Business Venturing. 2011. Vol. 26, № 2. P. 200–211.
25. Bhagavatula S., Elfring T., van Tilburgc A., van de Bunta G. How social and human capital influence opportunity recognition and resource mobilization in India's handloom industry // Journal of Business Venturing. 2010. Vol. 25, Iss. 3. P. 245–265.
26. Chang E.P.C., Misra K., Memili E. Expanding the notion of entrepreneurship capital in American counties: A panel data analysis of 2002–2007 // Journal of Developmental Entrepreneurship. 2012. Vol. 17, Iss. 3. September. P. 1–18. doi: 10.1142/S108494671250015X.
27. Demartini P., Paoloni P. Defining the Entrepreneurial Capital Construct // Chinese Business Review. 2014. November. Vol. 13, № 11. P. 668–680. doi: 10.17265/1537-1506/2014.11.002.
28. Acs Z., Astebro T., Audretsch D., Robinson D. Public policy to promote entrepreneurship: A call to arms // Small Business Economics. 2016. Vol 47, Iss. 1. P. 35–51.
29. Audretsch D.B. Innovation and Industry Evolution. Cambridge: MIT Press, 1995. 220 p.
30. Bonte W., Heblich S., Jarosch M. Concept and Measurement of Regional Entrepreneurship Capital // Working Paper IAREG. 2008. 21 p.
31. Sternberg R., Rocha H.O. Why entrepreneurship is a regional event: Theoretical arguments, empirical evidence, and policy consequences. In book: Entrepreneurship: The Engine of Growth / Rice M.P., Habbershon T.G. (Eds.). Westport/CT, L.: Praeger, 2007. Vol. 3. P. 215–238.
32. Пиньковецкая Ю.С. Моделирование деятельности совокупностей малых и средних предприятий с использованием производственных функций // Человек. Общество. Инклюзия. 2017. № 2 (30). С. 92–100.
33. Harris R.J. A primer of multivariate statistics. N. Y.: Academic Press, 1985. 546 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.