Когнитивное моделирование сбалансированного развития региональной системы высшего образования с учетом потребностей региона

Аннотация

Значимая роль региональной системы высшего образования, влияющей на инновационное развитие региональной социально-экономической системы, обусловливает необходимость диагностики состояния конгруэнтности и взаимосвязи данных систем, поиск наиболее эффективных инструментов управления, моделирование ее сбалансированного развития. Целью статьи является построение когнитивной модели взаимосвязи региональной социально-экономической системы и системы высшего образования и анализ сценариев сбалансированного развития региональной системы высшего образования с учетом потребностей территории. Для решения поставленной задачи использовались методы математического и компьютерного моделирования, включая анализ предметной области, метод экспертных оценок, статистический анализ и другие математические инструменты. Теоретическое обоснование результатов исследования включает характеристику методологии когнитивного моделирования, предназначенного для объяснения и описания структуры и поведения сложных социально-экономических систем, анализа динамики их сбалансированного развития, разработки и обоснования управленческих решений для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. В частности, обоснована процедура когнитивного моделирования сбалансированного развития региональной системы высшего образования с учетом потребностей региона. Эта процедура включает в себя четыре этапа: 1) разработка когнитивной модели; 2) исследование свойств сложной системы когнитивной модели; 3) сценарный анализ; 4) корректировка когнитивной модели. На основе предложенного подхода получены результаты диагностики состояния конгруэнтности и взаимосвязи региональной системы высшего образования и социально-экономической системы региона, построена когнитивная модель взаимосвязи региональной социально-экономической системы и региональной системы высшего образования, оценено сбалансированное развитие региональных систем высшего образования с учетом потребностей территории с помощью инструментов импульсного моделирования и сценарного анализа. В перспективе на базе построенной когнитивной карты планируется проведение исследований по построению сценариев развития региональной системы и системы высшего образования с учетом потребностей конкретного региона РФ. Анализ сценариев развития региональной системы высшего образования с учетом потребностей конкретного региона позволит разработать обоснованные управленческие решения для сбалансированного развития выбранной региональной системы.

Ключевые слова

когнитивное моделирование, когнитивная структуризация, критерий устойчивости, сложная социально-экономическая система, система высшего образования, экономика региона, сбалансированное развитие, сценарный анализ, импульсное моделирование.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Разработка методологии и инструментария оценки эффективности функционирования региональной системы высшего образования и моделирование ее сбалансированного развития», № 18-010-01115.

Список литературы

1. Гинис Л.А., Колоденкова А.Е. Нечеткое когнитивное моделирование для предупреждения рисковых ситуаций на объектах критических инфраструктур // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2017. Т. 21, № 4 (78). С. 113–120.
2. Горелова Г.В., Вишнякова В.А., Каурова О.В., Саак А.А. Когнитивный подход к исследованию проблем занятости молодежи на рынке труда // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16, № 1 (120). С. 18–27.
3. Горелова Г.В., Масленникова А.В., Соколова Е.Н. Исследования рынка труда на основе синтеза динамического и когнитивного моделирования // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2017. № 1. С. 18–22.
4. Горелова Г.В., Жертовская Е.В., Тюшняков В.Н., Якименко М.В. Разработка стратегии развития региона на основе синтеза методологий предвидения и когнитивного моделирования // Сетевое партнерство в науке, промышленности и образовании 2016: труды междунар. мультиконференции / ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». СПб., 2016. С. 59–66.
5. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. 332 c.
6. Горелова Г.В., Калиниченко А.И. Инструментарий когнитивного моделирования сложных систем // Системный анализ в проектировании и управлении: сб. науч. тр. XXII междунар. науч.-практ. конф. Изд-во СПбГПУ, 2018. С. 399–412.
7. Горелова Г.В., Макарова Е.Л. Применение методики когнитивного анализа для определения проблем системы профессионального образования как инвестирования в человеческий капитал // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения: материалы II междунар. заоч. науч.-практ. конф. Том 3. Махачкала: Издательский центр CMУР «Academa», 2009. С. 307–312.
8. Gorelova G.V., Kolodenkova A.E. Cognitive and simulation modeling of socioeconomic systems // Advances in Computer Science Research (ACSR). Proceedings of IV International Research Conference «Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine». 2017. Vol. 72. Р. 50–54.
9. Гречко М.В. Когнитивное моделирование как инструмент адаптивного управления качеством образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13, №. 4 (349). С. 725–735.
10. Гринченков Д.В., Коломиец А.В. Системный анализ международной деятельности вузов на основе когнитивного моделирования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2017. № 1 (193). С. 24–31. doi: 10.17213/0321-2653-2017-1-24-31.
11. Горелова Г.В., Лябах Н.Н. Когнитивный анализ: проблемы применения и развития // Новые технологии. 2016. № 4. С. 16–21.
12. Gorelova G.V., Lyabach N.N., Kuizheva S.K. Application of cognitive modeling in the study of the interrelations between the educational system and society espacios // Espacios. 2017. Vol. 38, № 56. 17 p.
13. Макарова Е.Л., Подопригора М.Г., Хлебникова А.И. Моделирование устойчивого развития Южного федерального округа // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. № 3. С. 488–495.
14. Подопригора М.Г., Хлебникова А.И. Экономическая эффективность деятельности автономного вуза в условиях взаимодействия с региональными властями // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. № 8 (133). С. 126–133.
15. Причина О.С., Гусарева Н.Б., Орехов В.Д. Нечетко-множественное моделирование инновационного потенциала культуры предпринимательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 56–59.
16. Причина О.С., Мороз Д.Л., Руиз К. Применение нечетких когнитивных карт для организационной диагностики предприятия и моделирования деятельности // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Спец. серия. 2014. № 1. С. 35–37.
17. Thibeault I.V., Prichina O.S., Gorelova G.V. Cognitive Russian modeling in the system of corporate governance // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 2. Р. 442–453. doi:10.5901/mjss.2015.v6n2p442.
18. Горелова Г.В., Макарова Е.Л. Моделирование взаимосвязи проблем системы высшего образования и социально-экономической системы средствами когнитивного подхода // Управление большими системами. Специальный выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении». М.: ИПУ РАН, 2010. С. 431–452.
19. Makarova E.L., Firsova А.A. Computer cognitive modeling of the innovative system for the exploration of the regional development strategy // CMDM 2017. Computer Modelling in Decision Making. Proceedings of the Second Workshop on Computer Modelling in Decision Making co-located with the VI International Youth Research and Practice Conference on Mathematical and Computer Modelling in Economics, Insurance and Risk Management (MCMEIRM 2017). Saratov, November 9-10, 2017. Р. 113–125.
20. Макарова Е.Л., Фирсова А.А. Когнитивное моделирование влияния региональной системы высшего образования на инновационное развитие региона // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. № 15. С. 411–417. doi: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-411-417.
21. Кульба В.В., Кононов Д.А., Ковалевский С.С., Косяченко С.А, Нижегородцев Р.М., Чернов И.В. Сценарный анализ динамики поведения социально-экономических систем. М.: ИПУ РАН, 2002. 122 c.
22. Горелова Г.В., Панкратова Н.Д. и др. Инновационное развитие социо-экономических систем на основе методологий предвидения и когнитивного моделирования: коллективная монография / под ред. Г.В. Гореловой, Н.Д. Панкратовой. Киев: Наукова Думка, 2015. 464 с.

Сведения об авторе

Elena L'vovna Makarova, Южный федеральный университет

Макарова Елена Львовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и инновационных технологий, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет (Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42; e-mail: elmakarova@sfedu.ru).

Опубликована
2018-12-22
Как цитировать
Makarova E.L. Когнитивное моделирование сбалансированного развития региональной системы высшего образования с учетом потребностей региона // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY. 2018. Том 13. № 4. С. 516-531. doi: 10.17072/1994-9960-2018-4-516-531
Раздел
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике